Разъяснение поэмы «Шариатские адабы». Урок 4

Разъяснение поэмы «Шариатские адабы». Урок 4

Урок 4

Темы:

  • Опасность запретного взгляда;
  • 3 категории взгляда;
  • Запретный взгляд;
  • Желательный взгляд;
  • Дозволенный взгляд.

С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного!

Хвала Аллаху Господу миров! Восхваление и приветствие предводителю пророков и посланников, нашему пророку Мухаммаду, его семейству и всем его сподвижникам.

А затем:

Мир вам, милость Аллаха и Его благословение!

Опасность запретного взгляда

На прошлом уроке мы говорили про опасность положения человека, который не следит и не контролирует свой язык. И в продолжение этого, Ан-Назым говорит про…

«опасность взгляда и какие беды может нести в себе взгляд на запретное».

Итак, Ан-Назым говорит:

«Распускание взгляда на то, что не дозволено, является пагубным и опасным для человека».

Автор также говорит, что Ан-Назым, разъяснив опасность бедствий языка, в продолжении указывает на опасность запретного взгляда и что большинство грехов порождаются лишними словами и взглядами. То есть, когда человек не контролирует свою речь, то многое из того, что он говорит, оборачивается против него, так же касательно и взгляда. И эти две вещи — самые большие двери для шайтана, через которые он входит и наносит вред верующему.

Например, что касается живота, то его можно наполнить, даже если это порицается, но есть граница, после которой человек может остановиться, как правило. Что касается речи, человек может, не уставая делать гъыйба, сквернословить, т.е. насытить язык невозможно. Если человек его отпустит, то он будет, не уставая произносить запретное.

Это касается и взгляда. Если человек не контролирует свой взгляд, глаза не насытятся смотреть на запретное, получая наслаждение. Например, человек, который смотрит на красивую женщину, получает определенное наслаждение, но удовлетворится ли он этим, становится ли он на этом? Нет, глазами человек не насытиться и страсти вожделения, которые порождаются этим взглядом, могут быть удовлетворены только половыми органами человека. Поэтому сколько бы человек не смотрел, он не насытиться, а лишь раскроет нараспашку двери бедствий.

Ученые говорили:

«Четыре являются ненасытными: глаза не насытятся взглядом, земля не насытиться водой, ученый не насытиться хадисами, и женщина не насытиться мужчиной».

Лишние, любопытные, недозволенные взоры — это основа бедствий человека, потому что взгляд является послом половых органов, и самые большие беды человек может навлечь на себя запретными взглядами. Каждый раз, когда человек смотрит на запретное, он увеличивает огонь в сердце и это всё может привести к тому, что это выйдет из-под контроля. Открыв двери шайтану, он запускает в свое сердце стрелы вожделения, стрелы желания. Всевышний Аллах, Который сотворил нас и знает все наши слабости, сказал:

وَلَا تَقْرَبُوا الزِّنَا ۖ

«Не приближайтесь к прелюбодеянию,»
[Сура «Аль-Исра», аят 32]

Т.е. он не просто запретил прелюбодеяние, но и запретил все пути, которые могут привести к этому, и к этому относится запретный взгляд.

В суре «ан-Нур» Всевышний говорит:

قُل لِّلْمُؤْمِنِينَ يَغُضُّوا مِنْ أَبْصَارِهِمْ وَيَحْفَظُوا فُرُوجَهُمْ ۚ ذَٰلِكَ أَزْكَىٰ لَهُمْ ۗ إِنَّ اللَّهَ خَبِيرٌ بِمَا يَصْنَعُونَ ٣٠ وَقُل لِّلْمُؤْمِنَاتِ يَغْضُضْنَ مِنْ أَبْصَارِهِنَّ وَيَحْفَظْنَ فُرُوجَهُنَّ وَلَا يُبْدِينَ زِينَتَهُنَّ

«Скажи верующим мужчинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Так будет чище для них. Воистину, Аллаху ведомо о том, что они творят. Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас,»
[Сура «Ан-Нур», аяты 30-31]

В этих аятах Аллах приказывает опускать взоры, и это касается как мужчин, так и женщин. И сразу же приходит приказ оберегать половые органы, то есть, в этом указание на взаимосвязь. Именно с этого запретного взгляда начинается бедствие, поэтому человеку нужно знать про эту опасность и остерегаться этого. Как говорил шейх Аш-Шанкыти на одном из уроков: «Лечением этого является оставление любопытных взоров». Если человек находиться в таком месте, где может увидеть посторонних женщин, он должен изначально закрыть эту дверь, потупить взоры, зная, что Аллах видит то, что он совершает.

Всевышний Аллах говорит в суре «Гъафир»:

يَعْلَمُ خَائِنَةَ الْأَعْيُنِ وَمَا تُخْفِي الصُّدُورُ

«Он знает о предательском взгляде и том, что скрывают груди».
[Сура «Гъафир», аят 19]

Также Аллах в суре «аль-‘Аляк» говорит:

أَلَمْ يَعْلَمْ بِأَنَّ اللَّهَ يَرَىٰ 

«Неужели он не знал, что Аллах видит его?»
[Сура «Аль-‘Аляк», аят 14]

Категории взгляда

Далее автор, да помилует его Аллах, говорит, что взгляд делится на несколько категорий:

1. Мухаррам – запретный взгляд.

  • Взгляд на постороннюю женщину без шариатской нужды и уважительной причины;

Автор говорит:

«Взгляд на постороннюю женщину является запретным полностью».

Т.е. нет такой части тела, на которую дозволяется смотреть, кроме тех ситуаций, что будут упоминаться ниже Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

الَمَرْأَةُ عَوْرةٌ

«Женщина (вся) является ‘ауратом …».

— Ат-Тирмизи (1173), Ибн Хузайма (1593, 1594), Ибн Хиббан (5599)[1].

Поэтому даже если она в хиджабе, никабе или в перчатках, не дозволяется смотреть на неё.

Далее автор приводит слова имама Ахмада, да помилует его Аллах:

«Человеку не дозволяется кушать с бывшей женой. Он является посторонним для неё и ему не дозволено смотреть на неё, и как же он будет есть с ней?! Даже, если он отпустит взор, он будет видеть кисти её рук.»

Как мы видим, в этом пункте нет каких-либо оговорок – с вожделением это или без – взгляд на постороннюю женщину является запретным.

  • Взгляд с вожделением;

Далее автор говорит о запретном взгляде, который был с вожделением (со страстью). Здесь автор исключил на что можно смотреть с вожделением, а всё другое является запретным.

Из дозволенного является взгляд мужа на свою жену и свою рабыню, которая не замужем.

  • Взгляд на мужчину без бороды;

О запретном взгляде автор говорит:

«К этому относится и взгляд на постороннюю женщину и взгляд на мужчину без бороды».

Мужчина, который не носит бороду, уподобляясь женщине, может иметь определенный соблазн. Бывают обстоятельства, при которых это может иметь место, если человек, не женат или находиться в обществе искушений и пороков. Поэтому ученые предостерегают от этого.

  • Также запрещено смотреть на рабыню другого человека, на родственниц, на пожилую женщину, женщину, которая общается с посторонними мужчинами;
  • Вынужденный взгляд;

Далее автор говорит:

«… и та женщина, на которую он вынужден смотреть ввиду принесения свидетельства у судьи…»

Т.е. разбирая какое-то преступление или дело, свидетелю нужно будет посмотреть на женщину, чтобы засвидетельствовать, причастна ли она к этому делу или нет, или касательно покупки, продажи. Во всех этих ситуациях, даже если человек вынужден посмотреть на женщину, он не имеет права смотреть на неё с вожделением.

  • Также это относится к человеку, который сватается к девушке. Если ему дали согласие её увидеть, то ему не разрешается смотреть на неё со страстью и вожделением;
  • Взгляд женщины на посторонних мужчин, относится также к этой категории (к запретному).

Если женщина заболела, может ли она пойти к врачу мужчине?

Нет, она не может это сделать, в то время как у нее есть возможность пойти к врачу женщине. Это относится ко всем специализациям (врачебным).

В первую очередь врачом должна быть мусульманка. Если таковой нет, то любая другая женщина. Но, если нет возможности этих вариантов, и стоит угроза здоровью или жизни мусульманки, в таком случае, и соблюдая те условия, о которых упоминают ученые (присутствие махрама и т.п.), женщина может пойти на осмотр к врачу мужчине.

Даже если при таких уважительных причинах, женщина попала врачу мужчине, ей запрещено смотреть на него с вожделением.

2. Мустахаб — желательный взгляд.

  • Взгляд на невесту во время сватовства.

Разъясним некоторые моменты.

Некоторые братья могут встать где-нибудь около выхода женской молельни или Мадраса и смотреть на посторонних женщин, оправдывая тем, что он намеревается жениться и смотрит с благими намерениями. Но даже если ему понравится сестра, он не имеет права смотреть на неё до тех пор, пока не получит разрешения от её опекуна. В хадисе от Джабира, да будет доволен им Аллах, передается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Если один из вас сватается к женщине, то, если будет у него возможность посмотреть на то, что побудит его жениться на ней, пусть так и поступит».

— Ахмад (3/346), Абу Дауд (2082), аль-Байхакъи (7/84)[2].

Но некоторые трактуют это по-своему. Только после согласия её опекуна, он может посмотреть на её лицо и кисти рук. Опять же, некоторые братья говорят, что она, итак, в таком виде находится вне дома, с открытым лицом и кистей рук. Но, это относится к первой категорий запрещенных взглядов. На улице мужчина не имеет права смотреть на женщину. Дозволен взгляд, если ты серьезно намерен посвататься к ней, в присутствии махрама без уединений. Ученые объясняют, что на этой встрече при соблюдении шариатских условий, достаточно будет посмотреть на лицо и кисти рук, так как лицо является эпицентром красоты женщины, а по кистям рук можно определить её телосложение. Если ему понравилось то, как она выглядит, то, этого достаточно. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Женитесь на любящих и рожающих, поистине, я буду гордиться вашей многочисленностью перед другими общинами!»

— Абу Дауд (2050), ан-Насаи (6/65) и в «Сунан аль-Кубра» (5342), Ибн Хиббан (4056, 4057)[3].

Касательно кистей рук и лица — это мнение большинства ученых. Однако некоторые дозволяют посмотреть на женщину в той одежде, в которой она предстаёт перед махрамами. Но то, как некоторые женщины нашего времени одеваются перед своими махрамами, очень сильно оголяясь, что является недозволенным, когда женщины этой Уммы, сподвижницы самых ранних времен отличались скромностью, чистотой, стыдливостью и перед махрамами, перед близкими родственниками и перед женщинами, они появлялись в очень скромном одеянии, эти адабы очень важно соблюдать. Максимум что они оголяли из своего ‘аурата это – часть волос, шею, руки по локоть и стопы.

Когда к Аише, да будет доволен ею Аллах, зашла женщина в облегающем одеянии, она сказала ей:

«Женщина, которая уверовала в суру «ан-Нур», не надевает подобного рода одежду, если ты из верующих женщин, то это неподобающее одеяние, если же из неверующих, то можешь наслаждаться (подобной одеждой)».

— Упоминается разными асарами в тафсире аята 59 суры «Аль-Ахзаб» в «Тафис аль-Куртуби», стр. 231.

Мусульманкам не подобает носить брюки, уподобляясь мужчинам и неверующим женщинам. Ношение брюк не дозволено даже перед махрамами. Исключением является если одеть их под платье, тем самым предотвращая оголение ‘аурата при ходьбе.

3. Аль-Мубах – дозволенный взгляд.

Это дозволенный взгляд, за который человек не получает греха, но и не получает награду.

  • К этому относится непреднамеренный взгляд в сторону посторонней женщины.

Если человек случайно, неумышленно увидел постороннюю женщину, а затем сразу опустил взгляд или отвернулся, этот взгляд не является греховным. На это указывает хадис, в котором Пророк  да благословит его Аллах и приветствует, сказал :

«О Али, пусть за первым взглядом (взором) не следует второй, ибо, поистине, первый взор за тебя, но не второй [против тебя]».

— Ахмад (5/353, 357), Абу Дауд (2149), ат-Тирмизи (2777), Ибн Касир (3/292),  ад-Дарими в «Рикъакъ» (3), аль-Байхакъи (7/90), ад-Дайлями (8312)[4].

Имеется виду тот случай, когда взгляд человека случайно падает на запретное при том, что он не желает этого, а не тот случай, когда человек смотрит намеренно. После случайного взгляда человек должен отвести взгляд и не смотреть более. Что же касается намеренного взгляда, то верующий не имеет права смотреть на запретное ни в первый, ни в последующие разы.

  • Взгляд супругов друг на друга;

Дозволено смотреть на всё тело.

Касательно слов Аиша , да будет доволен им Аллах, которая сказала, что не видела ‘аурат Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и что он не видел её ‘аурат[5], т.е. не смотрели на половые органы — это высокие адабы лучшего творения Аллаха – нашего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, к которым мы все должны стремиться, но, как сказали фукаха (учёные правоведы), что женщина для мужа дозволена полностью, он может смотреть на неё и наслаждаться ею.

  • Взгляд на рабыню;

Человек может смотреть на свою рабыню, которая является дозволенной для него. Но если он выдал её замуж или если она принадлежит нескольким людям, то в таких случаях ему запрещено смотреть на неё, по причине того, что он не имеет права уже с ней иметь близость, но она продолжает оставаться у него в качестве служанки.

  • Мужчина врач;

К дозволенным взглядам также относится взгляд на женщину врача мужчины, по шариатской необходимости, в рамках необходимости и без вожделения. Это может быть осмотр или операция.

  • Также человек, который ухаживает за больным, немощным человеком и есть определенная необходимость, то это может быть исключением;
  • Взгляд ребенка, который не испытывает вожделения. Ему дозволяется смотреть на женщин;
  • Взгляд на старушку (пожилую женщину);
  • Взгляд на близких родственниц;

Касательно близких родственниц, мы уже говорили, что в присутствии махрамов они (женщины) должны одеваться скромно. Не дозволено выставлять (напоказ) груди, открывать (сильно) спину, носить майки, оголяя плечи и предплечья, одевать короткие юбки. Это не из адабов верующих женщин.

Здесь автор не упоминает, кто именно относится к категории «зауат аль-махарим» (близкие родственницы), на которых человек не имеет права жениться, с которыми он может уединяться, отправляться в сафар (в путь). Он не перечисляет этого, потому что до недавних времен, это являлось общеизвестным. Как говорил шейх Аш-Шанкыти, да хранит его Аллах:

«В 6 лет мы уже знали всех женщин, с кем мы можем здороваться, с кем дозволено оставаться наедине, кто махарим».

С детства детей приучали, чтобы они выросли, зная это. Поэтому здесь это не перечисляется, но сейчас многие зачастую интересуются касательно махрама, поэтому, если пожелает Аллах, перечислим – кто такие махрамы?

В первую очередь махрам – это человек, который не имеет права жениться на женщине, этот запрет является пожизненным для него. Такому человеку дозволяется смотреть на неё, уединяться с ней, совершать путешествие. И причиной этому могут быть три вещи:

1. Кровное родство. К этому относится семь категорий:

  • Отец (дедушка, прадедушка по линии матери и отца);
  • Сын (внук, правнук);
  • Брат.
    Важный момент касательно брата — кто такой брат? Брат бывает по отцу и по матери («ах шакык» — родной брат). Также есть брат по отцу и по матери. Все они являются махрамами. То, что у нас называется двоюродный или троюродный брат, в арабском языке нет такого понятия. Есть понятие сын дяди по отцу и сын дяди по матери, и этот человек не является махрамом. У арабов и многих других народов, большинство людей женятся именно на двоюродных сестрах. Поэтому сестрам очень важно знать, что она не имеет права здороваться, уединяться, совершать путешествие с двоюродными братьями. Если брат (двоюродный) не религиозен, не понимает этого или не знает, то, необходимо сообщить ему не стесняясь, так как нет стеснения в религии;
  • Дядя со стороны отца (родной брат отца);
  • Дядя со стороны матери (родной брат матери);
  • Сын брата (родного), внук брата;
  • Сын сестры, внук сестры.

2. Молочное родство.

Если женщина пять раз досыта накормила ребенка молоком до его двухлетнего возраста, то она становится его молочной матерью. Молочное родство приравнивается к кровному родству. Ему дозволено смотреть на неё, уединяться с ней. Также она может совершать сафар с ним, если у неё нет другого махрама, кроме молочного сына.

  • Молочный отец (муж молочной матери);
  • Молочный брат (сын молочной матери);
  • Брат молочного отца;
  • Брат молочной матери;
  • Сын молочного брата;
  • Сын молочной сестры.

3. Махрамы по причине брака:

  • Отец мужа;
  • Сын мужа;
  • Муж матери;
  • Муж дочери.

Все из вышеперечисленных категорий после никяха (бракосочетания) являются для девушки махрамами, кроме мужа матери. Если её мать повторно вышла замуж, этот мужчина становиться для неё махрамом только после того, как он будет иметь близость с её матерью. Но, если они совершили никях и развелись до близости, то он не будет являться ей махрамом.

Также стоит обратить внимание на очень опасный момент – это родные братья мужа. Они не являются махрамами. Более того, они являются самой опасной категорией для женщины и несоблюдение границ Шариата в этом, приводит ко многим бедствиям. Передаётся, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Пусть никто из вас ни в коем случае не входит к посторонним женщинам!» Один из ансаров спросил: «О Посланник Аллаха, а если это близкий родственник мужа (аль-хамъу)?» Он ответил: «Близкий родственник (аль-хамъу) — это гибель!»

— Аль-Бухари (5232) и Муслим (2172).

«Аль-хамъу» – это все родственники мужа, за исключением его отца и сына. Что касается его отцов (отца, деда и так далее) и детей, то они являются махрамами для его жены и уединение с ними дозволено, и его не приравнивают к погибели (как приравнивается уединение с другими его родственниками). В этом хадисе подразумевается брат мужа, сын брата мужа, дядя мужа, сын дяди мужа, сын сестры мужа и так далее, то есть те, кто не является для неё махрамом. Обычно люди пренебрегают этим, и человек уединяется с женой своего брата, приходя к нему в дом в его отсутствие, а это является погибелью. У некоторых по обычаям и традициям, жена должна здороваться со всеми, обниматься, и если она этого не сделает, то это будет считаться не из их адабов. Но нужно знать, что адабом считается то, что по Шариату, то, что соответствует религии Аллаха. Здесь очень большая роль мужа — ему стоит предупредить и разъяснить своим братьям и родственникам о соблюдении этих адабов. Но если муж проявил слабость и не разъяснил, то сама мусульманка обязана это сделать, если например, пришел брат, в то время как мужа нет дома, она не имеет права открывать ему дверь.

  • К дозволенному взгляду относится взгляд женщин друг на друга;

То есть среди женщин, где нет мужчин или не присутствуют посторонние мужчины, ученые сказали, что женщина может предстать перед ними также, как перед махрамами. Она может оголить волосы, шею, руки до локтей, стопы ног. Указанием на это — в аяте 31 суры «Ан-Нур», где Всевышний говорит:

وَقُل لِّلْمُؤْمِنَاتِ يَغْضُضْنَ مِنْ أَبْصَارِهِنَّ وَيَحْفَظْنَ فُرُوجَهُنَّ وَلَا يُبْدِينَ زِينَتَهُنَّ إِلَّا مَا ظَهَرَ مِنْهَا ۖ وَلْيَضْرِبْنَ بِخُمُرِهِنَّ عَلَىٰ جُيُوبِهِنَّ ۖ وَلَا يُبْدِينَ زِينَتَهُنَّ إِلَّا لِبُعُولَتِهِنَّ أَوْ آبَائِهِنَّ أَوْ آبَاءِ بُعُولَتِهِنَّ أَوْ أَبْنَائِهِنَّ أَوْ أَبْنَاءِ بُعُولَتِهِنَّ أَوْ إِخْوَانِهِنَّ أَوْ بَنِي إِخْوَانِهِنَّ أَوْ بَنِي أَخَوَاتِهِنَّ أَوْ نِسَائِهِنَّ أَوْ مَا مَلَكَتْ أَيْمَانُهُنَّ أَوِ التَّابِعِينَ غَيْرِ أُولِي الْإِرْبَةِ مِنَ الرِّجَالِ أَوِ الطِّفْلِ الَّذِينَ لَمْ يَظْهَرُوا عَلَىٰ عَوْرَاتِ النِّسَاءِ ۖ وَلَا يَضْرِبْنَ بِأَرْجُلِهِنَّ لِيُعْلَمَ مَا يُخْفِينَ مِن زِينَتِهِنَّ ۚ وَتُوبُوا إِلَى اللَّهِ جَمِيعًا أَيُّهَ الْمُؤْمِنُونَ لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ ٣١

«Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свекров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестер, или своих женщин, или невольников, которыми овладели их десницы, или слуг из числа мужчин, лишенных вожделения, или детей, которые не постигли наготы женщин; и пусть они не стучат своими ногами, давая знать об украшениях, которые они скрывают. О верующие! Обращайтесь к Аллаху с покаянием все вместе, — быть может, вы преуспеете.»
([Сура «Ан-Нур», аят 31]

В этом аяте, женщина перечисляется наряду с махрамами. Но здесь есть важный момент, на который следует обратить внимание — это то, что в этом аяте говорится — «или своих женщин», а не просто — «женщин».

Кто такие «свои женщины»? — Многие из муфассиров, в том числе один из великих таби’и — Муджахид сказал: «верующих женщин». Поэтому многие из сподвижников, как это передается от Умара, да будет доволен им Аллах и других, что неверующим женщинам запрещали заходить в баню с верующими женщинами. Это объясняется тем, что неверующая женщина могла описать ‘аурат мусульманки своему мужу или кому-либо другому из посторонних людей. Этого мнения также придерживается Шейх ислам ибн Таймия, да помилует его Аллах, говоря, что мусульманка не может оголяться перед неверующей женщиной. Но в этом вопросе присутствуют разногласия. Некоторые ученые сказали, что нет различий между женщинами, то есть, даже если не мусульманка, перед ней разрешается выставлять то, что выставляют перед махрамами. Но для мусульманки чище и богобоязненнее будет остерегаться этого. А Аллаху известно об этом лучше.

  • Также к дозволенным взглядам относится взгляд мужчины на другого мужчину за исключением ‘аурата;

‘Ауратом мужчины как мы знаем, является область от пупка до колен, и на эту часть смотреть не дозволяется. Во-первых, не дозволяется оголять свой ‘аурат: носить короткие шорты при посторонних, или оголяться во время купания, всё это является запретным. Поступив таким образом, он лишится «аль-муруа» (благородства). Свидетельство такого человека не принимается.

С другой стороны, ему запрещается смотреть на оголенные части ‘аурата мужчин. К этому относится виды единоборств, где многие не закрывают ‘аурат.

Доводом на то, что запрещается смотреть на ‘аурат, будь то ‘аурат мужчины или женщины, можно привести хадис от Абу Са‘ида, да будет доволен им Аллах, где Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Пусть мужчина не смотрит на ‘аурат мужчины, а женщина — на ‘аурат женщины, и пусть мужчина не ложится под одно покрывало с мужчиной, а женщина не ложится под одно покрывало с женщиной».

— Муслим (338).
  • Принесения свидетельства.

То есть, если мужчина должен засвидетельствовать против женщины или за неё, ему дозволяется посмотреть на неё; или если мужчина занимается продажей, ему дозволено посмотреть на покупательницу для случая возврата товара. В остальном, если нет необходимости, то он не может смотреть на женщину.

Автор приводит слова ибн Таймии, да помилует его Аллах:

«Тот, за кем заметили, что он заглядывается или смотрит на юношей без бороды, утверждая, что смотрит без вожделения, его заявление не принимается».

Также из высказываний ибн Таймии, да помилует его Аллах:

«Человеку, который смотрит на молодых юношей, не дозволено уединяться с ними. Даже если он их учитель, ему это дело не доверяется.»

В конце хотелось бы указать на очень важный момент: всё сказанное касательно запретного взгляда, относится и к тому, что появляется на экранах (телевизоров, компьютеров и телефонов). Поэтому человек, который намеревается посмотреть передачу или фильм, где появляются женщины далекие от скромности и благородства, пусть знает, что с самого первого взгляда он совершает грех. И одно из милостей Аллаха, это то, что Он даровал ему зрение, и этим же зрением он ослушается своего Творца, своего Господа. Пусть он вспомнит, что есть тысячи людей лишенные зрения, которые мечтают увидеть лицо своей матери, которая вскормила его, пусть вспомнит этих людей и побоится Аллаха использовать это зрение для запретного.

Все эти запреты относятся как к мужчинам, так и к верующим женщинам.

Многие проблемы в семьях мусульман появляются из-за этих запретных взглядов. Как правило, на экранах показывают самых красивых, привлекательных людей и когда мужчина смотрит на таких женщин, появляется определенное недовольство тем, что он имеет. Хотя имеет он самое лучшее — чистая верующая жена, которая хранит себя, украшается только для него, не выставляя своих прикрас напоказ. И вот посредством этих запретных взглядов, ему может начать казаться, что его жена недостаточно красива и привлекательна.

Подобное можно сказать и о некоторых женщинах, которые так же смотрят на посторонних мужчин на экранах, а потом жалуются, что мужья не удовлетворяют их и тому подобное. Поэтому следует быть осторожным с этим и оставлять то, что Аллах запретил.

Просим Аллаха, чтобы он сделал нас из числа тех, которые потупляют взоры, не смотрят на запретное и оберегают свои половые органы. Чтобы мы были из тех, кто использует эту милость зрения ради довольства Аллаха.

А Аллаху известно об этом лучше.

Мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам.

Вся хвала принадлежит Аллаха Господу миров!

©Подробнее (в аудио формате) на
"Аль-Мадраса"
  • [1]

    Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» (6690), «Сахих ат-Таргъиб ва-т-тархиб» (346), «Тахридж Мишкатуль-масабих» (3045), «Сахих Ибн Хузайма» (1685), «Ирвауль-гъалиль» (1/303).

  • [2]

    Также аль-Хаким (2/165), который сказал: «Достоверный хадис, соответствующий условиям Муслима» и с ним согласился аз-Захаби. Хадис хороший. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» (506), «Ирвауль-гъалиль» (1791), «ас-Сильсиля ас-сахиха» (99).

  • [3]

    Также аль-Баззар (6456), Абу Ну’айм в «Хильятуль-аулияъ» (3/72), и аль-Хаким 2/162, который сказал: «Достоверный хадис», и с ним согласился аз-Захаби.

  • [4]

    Абу ‘Абдуллах аль-Хаким сказал: «Иснад этого хадиса достоверный в соответствии с условиями Муслима, но они (аль-Бухари и Муслим) не привели его (в своих “Сахихах”)», и с ним согласился аз-Захаби. (2/194). Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» (7953), «Сахих ат-Таргъиб ва-т-тархиб» (1903).

  • [5]

    Данный хадис - мункар (отвергаемый). Передали его Ибн аль-Мукри (1/63), Ибн Ади (2/479), ат-Табарани (2/218), Абу Нуейм (7/100), по цепочке от Барака ибн Мухаммада аль-Халяби от Юсуфа ибн Асбата от Суфьяна ас-Саури от Мухаммада ибн Джахады от Катады от Анаса от Айши. Сказал ат-Табарани: "Не передан этот хадис от Суфьяна ас-Саури кроме как через Юсуфа ибн Асбата, уединился в передаче от Юсуфа Барака ибн Мухаммада" нет в нем никакой бараки (блага), воистину, он лжец. Этот хадис из числа его ложных, как об этом сказал хафиз Ибн Хаджар в «аль-Лисан». См. «Сахих Аби Дауд» (1/136-137).

Новое на сайте