Урок 2
Темы:
- Адабы 7 частей тела;
- Качества, которые являются нежелательными, ненавистными, запретными;
- Качества, которые явлются желательными, обязательными.
Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!
Хвала Аллаху, Господу миров, и да пребудет мир и благословение Аллаха над господином пророков и посланников, нашим Пророком Мухаммадом, над его семьёй и всеми его сподвижниками.
О, Аллах! Раскрой для меня мою грудь! Облегчи моë дело. Развяжи узел на моем языке, чтобы они могли понять мою речь. О, Аллах! Научи нас тому, что принесёт нам пользу, и даруй нам пользу от того, чему Ты научил нас и прибавь нам знаний.
А затем.
Мир вам и милость Аллаха, и Его благословение!
Прошлый наш урок был вводным, мы прочитали предисловие, упомянули краткую биографию автора книги, привели некоторые высказывания учёных о важности изучения адабов, а сегодня инша Аллах начнем чтение первой главы книги, которая называется «Адабы частей тела».
В предисловии я говорил, что сами стихи, которые объясняет автор книги, мы переводить не будем, кроме как в некоторых случаях, как сейчас например. Автор книги, открывая эту главу говорит:
«Пусть каждый, кто желает благополучия и безопасности оберегает части тела от того, что запретил Аллах».
И это части его тела, которые называются «джавварих». Так как человек посредством них трудится, приобретает, совершает деяние. И если кратко говорить, тот, кто желает спасения в этом мире и в ахира, спасение от грехов, то пусть он оберегает свои органы от запретного, от того, что запретеил Всевышний Аллах.
Адабы 7 частей тела
Далее автор приводит слова имама Имануддин аль Уассытый, про которого ибн Таймия, да помилует его Аллах, сказал что — «Он воин этой религии своего времени»:
«Пусть человек отчитывает себя за все движения, деяния 7 частей тела (или 7 органов) утром как восходит солнце и вечером как солнце заходит (чтобы он всегда контролировал все эти 7 органов и отчитывал себя за их деяния).
- глаза,
- уши,
- язык,
- живот,
- половые органы,
- руки,
- ноги.»
Касательно языка, он оставляет всё, за что он не получает награду. Как пришло в хадисе, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Пусть тот, кто верит в Аллаха и в Последний день, говорит благое или молчит».
— Аль-Бухари )6018(, Муслим (47).
Поэтому, пусть человек смотрит, что он говорит, и прежде чем сказать что-либо, взвесит каждое слово — есть ли в этом благо или польза для него в этом мире и в Ахира, есть ли в этом необходимость?
Также касательно глаз, которые дарованны ему Аллахом, не использовал для того чтобы смотреть на запретное, как например, смотреть на посторонних женщин, даже если это не сопровождается вожделением и страстью. Аллах запретил смотреть на посторонних женщин и сказал:
قُل لِّلْمُؤْمِنِينَ يَغُضُّوا مِنْ أَبْصَارِهِمْ وَيَحْفَظُوا فُرُوجَهُمْ ذَلِكَ أَزْكَى لَهُمْ إِنَّ اللَّهَ خَبِيرٌ بِمَا يَصْنَعُونَ
«Скажи верующим мужчинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Так будет чище для них. Воистину, Аллаху ведомо о том, что они творят.»
[Сура «Ан-Нур», аят 30]
И в следующем аяте приходит такой же приказ для верующих женщин, чтобы они также потупляли свои взоры и оберегали половые органы от запретного.
Также верующий оберегает свой слух от запретного и так далее касательно каждого органа упомянутого выше. В общем, слушая запретное, не порицая этого, не останавливая это, он становится соучастником. Даже если он просто слушал.
Человек должен оберегать свой живот от всего запретного. Не употреблять в пищу и питьё всё то, что запретно и даже сомнительно. Пришло в хадисе, что:
«Тело взращенное на запретам более всего заслуживает зайти в огонь».
— Абу Ну’айм (1/31), аль-Байхакъи (5760)[1].
Человек, который употребляет в пищу сомнительное, каким образом его сердце будет освещено светом Имана тогда, как оно подпитывается запретным и сомнительным?! Каким образом будут благими его деяния, если это тело подпитывается на запретном?
Также приходит приказ оберегать свои половые органы от всего запретного, от всего нежелательного и т.д. Также свои ноги, т.к. ноги могут использоваться в поклонении, когда человек идет для совершение молитвы или в запретном, когда он идёт для совершения запретного.
Очень важным является охрана нашего сердца. Оберегать сердце от всего, что может навредить, не делай своё сердце сосудом в которое ты выливаешь все сомнения, бид’ы, заблуждение. Ты должен оберегать своё сердце, так как сердце очень слабое. В арабском языке сердце «قلب» имеет смысл «переворачивающийся». Сердце человека — слабое и имеет качество переворачиваться, изменяться.
Когда приходил мубтадиг, имамы, которые обладали достаточными знаниями, чтобы ответить и опровергнуть их заблуждение они закрывали свои уши и отказывались слушать эти нововведения сомнения.
Качества, которые являются нежелательными, ненавистными, запретными.
Далее автор перечисляет большой список качеств человека в проявлении деяний которых он говорит:
«Они все являются ненавистными (или должны быть ненавистными)».
И в этом списке есть качества, которые являются нежелательными, но многие из них являются запретными и являются никоим образом недопустимыми качествами.
Автор упоминает их в одном списке, чтобы верующие сторонились всего этого. И здесь надо указать, что арабский язык, является самым красивым, богатым из всех языков. И если есть языки богатые словарным запасом, которые считаются таковыми, они имеют в своём словаре несколько сот тысяч слов, то словарь арабского языка исчисляется миллионами слов. Поэтому многие слова, которые перечисляются в арабском языке имеют несколько значений и могут являться синонимами или имеют близкий смысл определенного слова. Но, каждое слово имеет всё-таки свой оттенок.
Перечисляя все эти качества, которые должен сторониться верующий, автор говорит, что к ненавистным качествам относятся:
- боязнь нищеты,
- недовольство предопределением,
- также ненависть и злоба к верующим,
- зависть,
- обман, мошенничество,
- стремление к высокому положению в мирском,
- любовь к похвале,
- любовь власти,
- высокомерие,
- гнев,
- вспыльчивость, национальные превосходства,
- алчность,
- скупость, жадность,
- заносчивость и надменность,
- возвеличивание богатых,
- нелюбовь бедных,
- самовосхваление,
- кичливость,
- состязание в мирском богатстве,
- хвастовство,
- отворачиваться от творений Аллаха из высокомерия,
- заниматься тем, что тебя не касается. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
مِن حُسنِ إِسلاَمِ المَرءِ ، تَركُهُ ما لا يعنِيهِ
«Прекрасным исповеданием Ислама человеком является оставление им того, что его не касается».
— Малик (2/903), Ахмад (1/201)[2].
- многословие в том, в чём нет пользы, возражение в том, что приказал Аллах, Возвышен Он и Велик. Любое предприсание Шариата пришло, человек начинает раздумывать: «Почему это так?» и т.п. Любое проявление, возражение или недовольство тем, что предписано в этой религии, всё то, что пришло от Всевышнего Аллаха;
- украшать себя перед творениями. Т.е. делать что-то, только чтобы понравиться людям, забывая о Творце;
- заискивание;
- тщеславие;
- любовь к похвале за то, что он на самом деле не делал;
- занимать своё время и вермя других людей недостатками других, позабыв о своих недостатках;
- неблагодарность;
- оставление почтенного страха перед Всешним Аллахом, Аллах видит все деяния человека, знает всё, что скрыто от людей. И ничего из его скрытых деяний от людей, не скроется от Аллаха, и когда человек помнит об этом и живёт в соответствии с этим, то он стесняется Аллаха боится Aллаха и каждый раз когда его душа хочет подтолкнуть его на совершение непристойного, он вспоминает что, Аллах видит его, сдерживает себя от этого. И оставление этого качаества является одним из самых порицательных;
- месть за себя.
Пришло что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, никогда не мстил за себя, но мстил тогда, когда нарушались границы Ислама или несправедливость; - человек, совершающий благие деяния, обольщается ими, не зная приняты они Аллахом или нет.
Верующие не опираются на свои дела, но надеятся на милость Аллаха. Поэтому Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил:
«Человек не войдет в рай по своим деяниям, кроме как по милости Аллаха». И когда его спросили: «Даже ты, о посланник Аллаха?». Он сказал: «Даже я, только если Аллах не окажет мне свою милость»[3];
— Муслим (2816), аль-Бухари (5673).
- хитрость, обман и предательство;
- жадность,
- когда человек имеет очень большие надежды на этот мир, не думая, что он покинет этот мир в любой день;
- тирания;
- когда человек ищет все способы достижения положения, власти;
- плохой нрав;
- радость мирскому и огорчение (грустит), если что-то упустил в этой дуньи;
- находить успокоение в творениях Всевышнего Аллаха и оставаясь на едине он чувствует себя одиноким;
- сквернословие, легкомыслие и поспешность в пуступках;
- бестыдство.
И в конце автор говорит:
«Все перечисленные качества, являются запретным и ненавистным для Аллаха.»
Качества, которые явлются желательными, обязательными
Дальше автор берется за перечисление качеств, желательных для верующего, говоря, что качества перечисленные ранее являются противоположными качествами, которые считаются желательными. Например, как недовольство предопределением является не желательным и запретным, то довольство предопределением является обязательным и желательным.
Также упование на Аллаха и когда верующий не несет зла и вреда людям; благой нрав; терпение в поклонении, стойкость в милостях Аллаха и так же в испытаниях Аллаха.
Также одно из важных качеств — когда человек стремится к тому, чем доволен Аллах. Упоминается также благое намерение, даже если Аллах не дал ему такой возможности совершения какого-либо благого дела, его намерение уже засчитывается как совершенное. Указаны такие ценные качества, как аскетизм, стремление к последней жизни, покаяние за свои грехи. Довольство малым и избегание исрафа, чрезмерной траты без нужды и без лишней скупости.
Автор перечислив и сказав вначале, что эти качества является желательными (любимы) в конце он говорит:
«Некоторые из этих качеств являются обязательными».
А Аллаху известно об этом лучше.
Мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам.
Вся хвала принадлежит Аллаха Господу миров!