Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!
Сегодня (14.10.2017), с дозволения Аллаха, Пречист Он и Возвышен, мы начинаем цикл лекций по книге Имама Мусы аль-Хаджджауи «شرح منظومة الآداب الشرعية» («Разъяснение манзумы «Шариатские адабы»»).
В этой книге, автор разъясняет шариатские адабы, то есть, нормы и правила поведения верующего, нравственные качества, которые требуются от каждого верующего и нормы поведения, которые охватывают все аспекты жизни мусульманина включающие в себя: хорошие манеры, нормы приличия, порядочность, человечность, учтивость, благопристойность, воспитанность.
Сообщается от Абу Хурайры, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
إِنَّمَا بُعِثْتُ لِأُتَمِّمَ صَالِحَ الْأَخْلَاقِ
«Я был послан, чтобы довести до совершенства праведный нрав».
— Ахмад (8939), аль-Бухари в «аль-Адабу аль-Муфрад» (273), аль-Баззар (8949).
С самых ранних времен, ученые этой Уммы уделяли нравственности и адабам большое внимание и было написано множество трудов об этом.
‘Умар, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Научитесь адабам, а затем требуйте знания».
Ибн аль-Мубарак, да помилует его Аллах, сказал:
«Мы больше нуждаемся в малом из адаба, чем в многом из знаний».
— الجامع لأخلاق الراوي ٨٠/١
Книга Имама Мусы аль-Хаджджауи شرح منظومة الآداب الشرعية (Разъяснение манзумы «Шариатские адабы»).
Урок 1
Расматриваемые темы:
- Об авторах.
- Почему мы изучаем адабы?
- Имамы и ученые об адабах.
- Что такое адаб?
- Адабы оберегают органы человека.
- Источники адаба – Куран и Пречистая сунна.
- 10 вещей, которые требуются от ученого.
Хвала Аллаху, которого мы восхваляем и молим о помощи и прощении. Мы прибегаем к Нему от зла наших душ и наших скверных деяний, того кого Аллах ведёт прямым путём, никто не введёт в заблуждение, и того, кого Аллах ввёл в заблуждение, никто уже не наставит на прямой путь. Я свидетельствую, что нет иного божества, кроме Единого Аллаха, у которого нет сотоварищей, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и посланник. О, Аллах! Раскрой для меня мою грудь! Облегчи моë дело. Развяжи узел на моем языке, чтобы они могли понять мою речь. О, Аллах! Научи нас тому, что принесёт нам пользу, и даруй нам пользу от того, чему Ты научил нас и прибавь нам знаний.
Об авторах
Книгу написал шейх имам, муфтий ханбалитов в Дамаске, шейх аль-ислям в Шаме, Муса ибн Ахмад аль-Хаджджауи аль-Макдиси ад-Димашки, который родился в 895г., в Палестине. Он был мухаккиком, лучшим знатоком Ханбалитского мазхаба своего времени. После себя он оставил очень ценные труды в мазхабе, которые в последствии стали одними из главных книг в мазхабе ханбалитов. Такие книги, как: «Зад аль-Мустакни’ фи ихтисар аль-Мукни’» (араб. زاد المستقنع في اختصار المقنع), «Манзумат аль-адаб аш-шар’ийя» аль-Мардави (араб. شرح منظومة الآداب الشرعية للمرداوى), «аль-Икна’» (араб. الإقناع), и многие другие ценные труды. Умер он в 967г., да помилует его Аллах.
Эта книга является разъяснением касыды «لآداب الشرعية».
Касыда – это поэма, написанная в стихотворной форме. Так делали раньше ученые, суть этого была в том, чтобы их книги легче было заучить наизусть.
Саму книгу написал аш-Шейх аль имам Шамсуддин абу ‘Абдуллах Мухаммад ибн Муфлих аль Макдиси ибн Бадран, который был из выдающихся факыхов, мухаддисов и знатоков арабской грамматики своего времени. Родился в 630 г.
Имам Аз-Захаби, да помилует его Аллах, который был его учеником, отзываясь о нём говорил: «Он был из религиозных, богобоязненных, благонравных учёных, который принёс много блага, много пользы своим ученикам.».
Шейхуль ислям ибн Теймийя также был одним из учеников имама аль Мардави. Умер имам аль Мардави в 699г. (приводит ибн Раджаб).
Почему мы изучаем адабы?
Каждый, кто не предвзято и объективно посмотрит на предписания, которые пришли в нашей религии, охватывающей эти прекрасные Шариатские адабы, высокие ценные нравственные качества, он увидит, что это от Аллаха, это религия Аллаха.
Адабы Шариата — это не просто этика поведения на мероприятиях, или на людях, это адабы, которые охватывают все аспекты нашей жизни. Многое из которых является не просто желательным, а даже обязательным, а многое является предостережением от запретного.
Поэтому ученные, самых ранних времен, уделяли внимание этим самым адабам, и множество книг было написано про Шариатские адабы. Некоторые из этих книг в общем затрагивают поверхностные темы адаба, а есть книги, которые написаны в более узкой специализации, такие как, например, книги по адабам носителя Курана, книги по адабам мухаддисов, книги по адабам судей, адабы диалога, диспутов, адабы требования знаний, адабы призыва к одобряемому и оставления порицаемого.
Сообщается от Абу Хурайры, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует сказал:
إِنَّمَا بُعِثْتُ لِأُتَمِّمَ صَالِحَ الْأَخْلَاقِ
«Я был послан, чтобы довести до совершенства праведный нрав».
— Аль-Бухари в «аль-Адабу аль-Муфрад» (273)[1].
Также если посмотрим в Сире саляфов, то мы найдем множество высказываний, указывающих на важность изучения адабов. Так, Малик ибн Анас, да помилует его Аллах, сказал юноше из курайшитов:
«Научись адабам, прежде чем научишься знаниям!».
Многие ученные говорили:
«Мы изучали адабы 30 лет, а затем уже изучали знания».
Имам Малик, да помилует его Аллах, про себя рассказывая говорит:
«Моя мать, одевая на меня чалму, когда я был совсем юношей, говорила мне: «Иди к Рабиъа, и учись его адабам, прежде чем его знаниям.»».
Аш-Шейба говорил:
«Изучайте адаб, ибо он помощник в благородстве, увеличения разума, спутник на чужбине, украшение на собраниях».
Абдулла аль Муртаз:
«Самые знающие из требующих знания-самые скромные из них, подобно низменности, в которой больше воды».
Ибн аль Мубарак:
«Мы больше нуждаемся в малом из адаба, чем во многом из знаний».
Что такое адаб?
Большинство из нас знают это слово, но это слово имеет обширный смысл.
Адаб — это нравственный этикет поведения, предписанный нормами Шариата, который охватывает все аспекты жизни, включающие в себя: хорошие манеры, нормы приличия, порядочность, человечность, учтивость, благопристойность, воспитанность, снисходительность.
Адабы оберегают органы человека.
Если мы посмотрим на эти адабы, то увидим, что эти адабы оберегают каждый орган человека. Например:
Язык, который может нести столько упущений и столько может навлечь на человека из бедствий, если человек не будет контролировать свой язык. Человек может произнести слова ширка, лжесвидетельство, колдовство, ложные обвинения, оскорбления, ложь, гыйба, намима, порицаемые похвалы, распространение секретов, произнесение непристойных слов, насмехания над людьми и т.д. Поэтому, если человек будет оберегать свой язык, придерживаясь Шариатских адабов, то это убережет его от многих бедствий.
Так же касательно взоров. Аллах, Пречист Он и Возвышен, даровал зрение и этим зрением человек может поклоняться Аллаху, Пречист Он и Возвышен, читая аяты Курана, изучая религию Аллаха, читая книги и размышляя над творениями Аллаха , Пречист Он и Возвышен, как пришло в аятах, когда человек смотрит на небеса и на землю, на самого себя и понимает, что это совершенное творение от Аллаха, и это увеличивает его Иман (веру). Т.е., человек может использовать своё зрение для благого, но, так же может использовать зрение против себя, когда смотрит на запретное, не потупляя взоры, тем самым используя это против себя. Поэтому Аллах, Пречист Он и Возвышен, в Куране разъяснил важность потупления взоров, приказал потуплять взоры:
قُلْ لِلْمُؤْمِنِينَ يَغُضُّوا مِنْ أَبْصَارِهِمْ وَيَحْفَظُوا فُرُوجَهُمْ ۚ ذَٰلِكَ أَزْكَىٰ لَهُمْ ۗ إِنَّ اللَّهَ خَبِيرٌ بِمَا يَصْنَعُونَ
«Скажи верующим мужчинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои срамные места. Так будет целомудреннее для них. Поистине, Аллах ведает то, что они делают».
[Сура «Ан-Нур», аят 30]
Именно со взгляда все беды начинаются. Поэтому Шариатские адабы, совершенный Шариат, призывают к этому, к чистоте, запрещают все формы внебрачных связей, запрещают прелюбодеяния.
НО, в то же время, Аллах, Пречист Он и Возвышен, который нас сотворил, знает наши потребности, наши слабости, не предписал нам монашество или отречение от всего этого, но, всего лишь, установил для нас рамки дозволенного, в которых для нас же и благо.
Например, человеку разрешено жениться на девушке, а девушке разрешается выходить замуж за мужчину, и в такой чистой и законной форме удовлетворять свои желания, потребности. Семья в Исламе – это не только удовлетворение своих потребностей, но это путь дозволенного пути.
Адабы о приеме пищи и адабы живота: запрещают исраф. Человек должен быть умеренным в пище, не объедаться и не искать роскоши в этом. И в то же время Аллах, Пречист Он и Возвышен, не запретил есть дозволенное, благое. Но, придерживаться рамок, без исрафа и чревоугодия. И так, касается всех органов нашего тела, поведения с родными, близкими, друзьями, разных отношений, каждого нашего движения.
Адабы приветствия, как встречать человека, как чихать, как зевать, как отходить ко сну, как одеваться и даже как справлять нужду, как призывать, как относиться к животным, к родителям, к детям.
Источники адаба – Куран и Пречистая Сунна.
Книгу написал один из имамов Ханбалитского мазхаба, и он говорит:
«Большинство из того, что я упоминаю в этой книге, это прямые тексты от имама Ахмада ибн Ханбаля, да помилует его Аллах».
Имам Ахмад ибн Ханбаль да помилует его Аллах — единственный имам, которого назвали имамом Ахлю Сунны уа аль-Джама’а, знал 1 млн хадисов наизусть, знал степень достоверности этих хадисов, занимался разбором достоверности цепочки передатчиков и его учеником был имам Бухари и др.
Поэтому если автор приводит какой-либо хадис, в данных комментариях для разъяснения какого-либо адаба, то значит, что имам Ахмад опирался на данный хадис и он является приемлемым. И нам должно быть достаточно этого.
Итак, книга начинается с «аль-хамда» и «аш-шукур». Все ученые всегда начинали любые свои труды с данных слов и даже Куран, сура «Фатиха» начинается со слов «Аль-хамд».
Автор приводит здесь, небольшое разъяснение, какая разница между «Аль-хамд» и «Аш-шукр».
Аль-хамд — хвала, в противовес порицанию, попрека. «Аль-хамд» (хвала) может быть обращен к тому, кто оказал тебе милость, благое или тому, кто ничего не делал, но в нем есть благие качества, которые мы хвалим языком. Хвала эта проявляется лишь языком, лишь в речи.
Аш-шукур – благодарность, благодарить. В противовес отрицания (аль-куфр) и неблагодарности. Шукур человек может выражать языком и деяниями, поблагодарить поступками, воздавать лучшим. «Аш-шукур» выражается лишь тому, кто оказал помощь, милость.
Основа слова «адаб» из словаря ибн Фариса — это приглашение людей на трапезу, а «адиб» — приглашающий. Поэтому «аль-адаб» имеет основу из этих слов и в этом указание на благо для каждого человека.
Изучение адаба, лучшего благонравия, умеренности, стыдливости является желательным. И как сказал Ан-Нахаи да помилует его Аллах, что в его время люди приходили к человеку, чтобы брать у него знания, и в первую очередь смотрели на его благообразие и его молитву. И только после этого они брали от него знания.
Умар ибн аль Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал:
تأدبوا ثم تعلموا
«Научитесь адабам, затем берите знания».
От ибн Аббаса,, да будет доволен им Аллах что он сказал:
«Требуйте адаб так как в нем увеличение акля (разума) и указание на аль-муру’а (благородство человека), также это то, что дает спокойствие, когда человек остается наедине с собой, спутник на чужбине и это деньги у кого нет денег».
Ибн Мубарак (да будет доволен им Аллах):
«Не возвысится человек в какой-то науке, пока не укрепит свои деяния адабом».
Далее автор говорит, что источником адабов является Куран и пречистая Сунна. Сунна охватывает всё, что передается от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, из его слов, из его деяний поступков и из его икраров, то есть то, чего он сам не делал, но было сделано в его присутствии и он одобрил это.
Польза для людей в этих знаниях проявляется в деяниях. Тот, кто узнал об этих адабах, и практикует их в жизни, он тот, кто извлек пользу.
Что касается самого автора, то конечно же он писал эту книгу надеясь на награду Аллаха, Пречист Он и Возвышен.
Как пришло в сахихе Муслима, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует сказал:
إِذَا مَاتَ الإنْسَانُ انْقَطَعَ عنْه عَمَلُهُ إِلَّا مِن ثَلَاثَةٍ: إِلَّا مِن صَدَقَةٍ جَارِيَةٍ، أَوْ عِلْمٍ يُنْتَفَعُ بِهِ، أَوْ وَلَدٍ صَالِحٍ يَدْعُو له.
«Когда человек умирает, (все) его дела прекращаются за исключением трёх: непрерывной милостыни, знания, которым могут пользоваться (другие люди), или праведных детей, которые станут обращаться к Аллаху с мольбами за него».
— Аль-Бухари в «аль-Адабуль-муфрад» (38), Муслим (1631)[2].
Далее, автор говорит:
«Пусть тот, кто стремится к знаниям и религии, слушает внимательно слухом и сердцем!».
10 вещей, которые требуются от ученого.
Автор книги говорит, затем:
«От ученого требуется и ожидается 10 вещей:
- ألْخشية «аль-хашия» -почетный страх перед Аллахом, богобоязненность;
- النصيح «ан-насыха» — искреннее отношение ко всем и благой совет;
- الشفقة «аш-шафака» — жалость и сострадание;
- اللإحتمال «аль ихтималь» — способность переносить трудности, ошибки людей и их недостатки;
- الصبر «ас-сабр» – терпение;
- الحِلم «аль-хильм» – снисходительность, умение прощать и не мстить;
- التواضع «ат-тауаду’)– скромность;
- العِفة الأموال الناس «аль-‘ифату аль-амуалин-нас». «аль-’ифа» — чистота. т.е. ученый должен быть аскетом к имуществу людей;
- الدوام على النظر في الكتب «ад-даваму ‘аля назари филь-кутуб» — постоянно уделять внимание чтению книг, закрепляя знания. Имам Ахмад говорил: «С пером до самой смерти.»;
- قلة الحجاب «килляту аль-худджаб» — чтобы к нему был доступ всех категорий людей.
И в продолжении имам говорит:
«Я постараюсь донести те знания, которые Аллах мне дал аманатом».
Аманат является обязательным к возврату. Поэтому он говорит, что:
«То, что Аллах дал мне из знаний, я обязан доносить до людей и в первую очередь, конечно же, обязан сам практиковать это в жизни».
Передается, что имам Ахмад, да помилует его Аллах, сказал:
طلب العلم أفضل الأعمال لمن صحت نيته، قيل: فأي شيء تصحيح النية؟ قال: ينوي أن يتواضع فيه، وينفي عنه الجهل.
«Требование знаний, лучшее из деяний, если он с правильным намерением». Тогда его спросили: «Каково – правильное намерение?» Он ответил: «Он имеет намерение быть скромным в этих знаниях (т.е. не превозноситься за счет этих знаний) и чтобы отдалить от себя невежество».
Можно привести множество хадисов о достоинствах знания, такие, как например:
مَن سلَكَ طريقًا يلتَمِسُ فيهِ علمًا، سَهَّلَ اللَّهُ لَهُ طريقًا إلى الجنَّةِ
«Тому, кто отправился в путь, желая приобрести знания, Аллах облегчит путь, ведущий в Рай,»
— Абу Дауд (3641), ат-Тирмизи (2682), Ибн Маджах (223)[3].
Или как пришло в другом хадисе:
مَن يُرِدِ اللَّهُ به خَيْرًا يُفَقِّهْهُ في الدِّينِ،
«Кому Аллах желает блага, тому Он даёт понИмания в религии».
— Аль-Бухари (71), Ахмад (2/234), Муслим (1037)[4].
Как сказал имам Аш-Шафии, да помилует его Аллах:
«Если фукаха, которые практикуют свои знания и живут в соответствии со своими знаниями, если они не аулия Аллаха, то кто же тогда?»
Является обязательным правильное намерение, чтобы знания приобретались ради Аллаха, чтобы не было ради мирского или занятия положения в обществе.
Также стойкость на этом пути. Потому что мирская суета и мирские заботы отвлекают от дел религии.
А Аллаху известно об этом лучше.
Мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам. Вся хвала принадлежит Аллаха Господу миров!