Главы об этикете и нравственных качествах
Толкование: Шейх Сами ас-Сукъайр.
Тема: «Животные, которых следует и не следует убивать».
✻✻✻
Диктор: Затем автор, да помилует его Всевышний Аллах, сказал:
«Глава: кто увидит в своём доме змею, тому следует трижды попросить её уйти, и если после этого она не покинет дом, то её следует убить.
Имам Ахмад, да помилует его Аллах, сказал: “Если у змеи есть две черные полоски на спине или короткий хвост, то её следует убить”».
Шейх: Автор сказал:
«Кто увидит в своем доме змею, тому следует трижды попросить её уйти».
Хаййат (حَيَّات) – это множественное число слова змея (حَيَّةٌ), которую Аллах приказал убить, как сообщается в хадисе Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:
خمسٌ فواسقُ يُقتَلْنَ في الحِلِّ والحَرَمِ: الحيةُ،
«Пять вредных созданий следует убивать на территории харама и в других местах (в хилле и в хараме)…»
— Муслим (1198), аль-Бухари (3314)[1].
— и упомянул среди них змею.
Автор говорит:
«… пусть трижды попросит её уйти».
Поскольку Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, как об этом сообщается в хадисе, сказал:
إِنَّ بِالْمَدِينَةِ نَفَرًا مِنَ الْجِنِّ قَدْ أَسْلَمُوا فَمَنْ رَأَى شَيْئًا مِنْ هَذِهِ الْعَوَامِرِ فَلْيُؤْذِنْهُ ثَلاَثًا
«Поистине, в Медине живёт группа джиннов, которые приняли Ислам, и тот, кто увидит кого-нибудь из них (в облике змеи), пусть просит его (покинуть ваш дом) в течение трёх дней…».
— Муслим (2236).
— ибо змея может быть джинном. Поэтому передают, что Са’ад ибн ‘Убада, да будет Аллах доволен им, помочился в нору и скончался после этого, его убили, а другие услышали голос: «Мы убили господина племени Аус – Са’ада ибн ‘Убаду. Мы выпустили стрелу, и он больше никому не причинит вреда»[2].
Есть опасение, что змеёй, появившейся в доме, может оказаться джинн или шайтан, принявший облик змеи, поэтому следует трижды попросить её уйти, а если она не покинет дом и после этого, то её следует убить.
Слова автора:
«… трижды».
Означают три раза или три дня? — Одни ученые сказали, что нужно просить три раза, но правильно будет просить её три дня. Если человек попросит змею уйти три раза в день, то этого недостаточно. Нужно просить её об этом три дня.
Дальше автор говорит о змее с двумя полосками.
Змеи бывают разные, в том числе с полосками на спине и с коротким хвостом, как упомянул автор, да помилует его Аллах:
«Если у змеи есть две чёрные полоски…»
— этих полосок может быть и больше двух.
«… или короткий хвост»
— то таких змей Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приказал убивать и сказал: «Убивайте змей».
И подчеркнул:
اقْتُلوا ذا الطُّفْيَتَيْن والأَبْتَرَ فإنّهُما يَطْمِسانِ البَصَرَ ويُسْقِطانِ الحَبَلَ
«Убивайте змей с двумя полосками и короткохвостых, ибо они лишают людей зрения и вызывают у беременных женщин выкидыши».
— Ахмад (2/9, 121, 3/452), аль-Бухари (3297), Муслим (2233)[3].
Если беременная женщина увидит такую змею, то у неё произойдет выкидыш. Однако, что, если человек увидит такую змею у себя дома? Должен ли он просить её три дня? Как?
Ему следует попросить её уйти в течении трёх дней и уходить с этого места или с этой комнаты, закрыв за собой дверь, чтобы защитить себя от её вреда. Ведь если человек станет убивать её сразу, она может причинить ему вред.
Автор говорит:
«Змею с двумя черными полосками на спине и короткохвостых. Обращаться к змее с просьбой уйти следует словами: “Уйди с миром”», в других версиях говорится: «Следует настаивать трижды».
То есть: «Я настаиваю, чтобы ты ушла», — и делать это трижды.
Диктор: Затем автор да помилует его Всевышний Аллах, сказал:
«Разрешается убивать…»
[ Шейх продолжает разговор о змеях ]
Кто знает змею, у которой полоски на спине? У кого они встречаются? Хорошо. А короткохвостые?
Автор поясняет, что это змея, у которой короткий хвост.
Все они встречаются? Опасные? А было такое, что человек лишался зрения при виде их, или чтобы у беременной случался выкидыш? Бывало, что нападали.
Полезная заметка:
Относительно змей, факихи, да помилует их Аллах, говорят, что умышленным убийством будет, если положить человека перед змеёй, в том месте, где она есть. Когда это убийство считается умышленным, а когда неумышленным? Они сказали:
«Если это место большое, то убийство не будет умышленным, поскольку змея убегает, если есть куда бежать. Если же это место или помещение маленькое, то убийство будет умышленным, поскольку в таких местах змея обязательно нападает».
В таких случаях любое животное нападает, даже кошка. Если поймать кошку в тесном месте, она начинает защищаться и отвечать. А если место не тесное, большое, она убегает.
Продолжай чтение.
Диктор: Затем автор да помилует его Всевышний Аллах, сказал:
«Глава: разрешается убивать ящерицу, не разрешается убивать муравьев или разрушать их дома, и нежелательно сжигать вшей огнем».
Шейх: Автор говорит:
«Разрешается убивать ящериц,».
Относительно слова «разрешается» существуют разногласия, поскольку Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обещал за это награду и сказал:
مَنْ قَتَلَ وَزَغَةً فِي أَوَّلِ ضَرْبَةٍ فَلَهُ كَذَا وَكَذَا حَسَنَةً وَمَنْ قَتَلَهَا فِي الضَّرْبَةِ الثَّانِيَةِ فَلَهُ كَذَا وَكَذَا حَسَنَةً لِدُونِ الْأُولَى وَإِنْ قَتَلَهَا فِي الضَّرْبَةِ الثَّالِثَةِ فَلَهُ كَذَا وَكَذَا حَسَنَةً لِدُونِ الثَّانِيَةِ.
«Тому, кто убьёт ящерицу с первого удара, (запишется) столько-то добрых дел, тому, кто убьёт ящерицу со второго удара, (запишется) на столько-то добрых дел меньше, чем первому, а тому, кто убьёт ящерицу с третьего удара, (запишется) на столько-то добрых дел меньше, чем второму».
— Муслим (2240).
Этот хадис является доводом для побуждения убивать ящериц. В другой версии хадиса сообщается, что за убийство с первого удара запишется совершение ста добрых дел, со второго удара – меньше этого, и с третьего удара – ещё меньше этого.
Ящерица — это одно из животных, которое приказано убивать.
Автор сказал:
«… не разрешается убивать муравьёв».
Коротко говоря, можно сказать, что животные, которых следует или не следует убивать, делятся на три вида:
- Первый вид: те, которых Аллах приказал убивать,
- Второй: те, которых Аллах запретил убивать,
- Третий: те, о которых Аллах умолчал.
Что касается первого вида, которых Аллах приказал убивать, это семь животных. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ‘Айше:
«Пять вредных созданий следует убивать на территории харама и в других местах (в хилле и в хараме): пятнистого ворона, мышь, бешеную собаку, скорпион, коршуна».
— Муслим (1198), аль-Бухари (3314).
В другой версии «змею».
Сколько получилось? Шесть. Добавьте еще ящерицу, стало семь.
Первый вид — животные, которых Аллах приказал убить, всего семь:
- змея,
- скорпион,
- пятнистая ворона,
- мышь,
- коршун,
- бешенная собака,
- и ящерица.
Что? — Мы ещё поговорим об этом.
Второй вид — животные, которых Аллах запретил убивать.
Аллах запретил убивать четыре создания:
- муравья,
- пчелу,
- удода,
- и сорокопута[4].
Эти создания Аллах запретил убивать.
Третий вид — животные, о которых Аллах умолчал.
Сюда входят все остальные животные, например, какие? Лев, тигр, кошка… О них Аллах умолчал.
Возьмём кошку. Аллах приказал её убивать? Нет. Запретил её убивать? Нет.
Относительно этого вида животных, которых не приказано и не запрещено убивать, учёные разошлись во мнениях: разрешено их убивать, запрещено или нежелательно?
Одни учёные сказали, что разрешено их убивать, ибо разрешено всё, что не запрещено.
Другие сказали, что убивать их запрещено или нежелательно. Те, кто придерживается этого мнения, привели две причины такого суждения:
— во-первых: они воздают хвалу Аллаху
وَإِن مِّن شَيْءٍ إِلَّا يُسَبِّحُ بِحَمْدِهِ
«Нет ничего, что не прославляло бы Его хвалой,»
[Сура «Аль-Исра», аят 44]
— а во-вторых, они указывают на могущество Аллаха. Всякое творение является знамением, указывающим на Единственность Аллаха.
Однако правильнее то, что убивать их разрешено, но не следует этого делать, если на то нет причины.
Итак, мы ознакомились с животными, которых Аллах приказал убивать.
Созданий, которых Аллах запретил убивать также всего четыре, как мы уже сказали: муравей, пчелы, удод и сорокопут, и убивать их запрещено, если они не причиняют никакого вреда. Если они причиняют вред, то их можно убивать. Поэтому факихи, да помилует их Аллах, сказали:
«Общей Сунной является убивать любое творение, причиняющее вред».
То есть на территории харама и в другом месте (хилль ва аль-харам) желательно убивать любое создание, причиняющее вред, даже человека, который причиняет вред, нужно убивать.
إِنَّمَا جَزَاءُ الَّذِينَ يُحَارِبُونَ اللَّهَ وَرَسُولَهُ وَيَسْعَوْنَ فِي الْأَرْضِ فَسَادًا أَن يُقَتَّلُوا أَوْ يُصَلَّبُوا
«Воистину, те, которые сражаются против Аллаха и Его Посланника и стремятся сотворить на земле нечестие, в воздаяние должны быть убиты или распяты,»
[Сура «Аль-Маида», аят 33]
Итак, мы сказали, что животные, которых следует или не следует убивать, делятся на эти три виды.
Что касается вашего вопроса о коршуне, то его название «хидаъ» (حدأ) пишется по формуле ’инаб (عنب) , и его ещё называют «худайа» и это – птица, любящая все красное. Она хватает любую вещь красного цвета. Это птица, которая именуется как «худайа».
В этом отношении, в хадисе, приводимом в обоих сахихах от ‘Айши, да будет Аллах доволен ею, сообщается, что:
«В своё время людям из одного арабского племени принадлежала чёрная рабыня, оставшаяся с ними и после того, как они освободили её. Однажды эта женщина вышла с соседкой, чтобы искупаться. С соседкой была её дочь, на которой была красная кожаная перевязь, украшенная жемчугом, и перед тем, как войти в баню, она сняла это украшение и одежду, после чего над ней пролетел коршун и забрал украшение. Когда девочка вышла из бани, она не нашла уже свое украшение и рассказала об этом своей семье. Те начали искать, но ничего не нашли, и затем обвинили в краже чёрную рабыню и начали обыскивать её, обнажив даже её срамные места. И передаётся, что, когда женщина стояла перед ними в таком положении, над ними снова пролетел этот же коршун и обронил перевязь[5], после чего люди поняли, что его забирал коршун, а не рабыня. Они пожелали извиниться перед ней, но их поступок оскорбил и обидел её, и она отправилась в Медину и приняла Ислам.
Айша, да будет Аллах доволен ею, сказала: «Когда бы она не приходила ко мне, она рассказывала мне о перевязи и произносила стихи:
وَيَومَ الوِشَاحِ مِن أعَاجِيبِ رَبِّنَا … ألَا إنَّه مِن بَلْدَةِ الكُفْرِ أنْجَانِي
“А день перевязи — одно из чудес Господа нашего; поистине, Он вызволил меня из страны неверия!”»».
— Аль-Бухари (439).
Пречист Аллах! Аллах предопределил ей пройти через это испытание, её обвинили в краже, чтобы она покинула то место, что она и сделала, и затем приняла Ислам. Аллах, Всемогущ Он и Велик, предопределяет человеку что-то, что ему кажется злом, но что на самом деле является благом для него. Как сказал об этом Всевышний Аллах: «Быть может, вам неприятно то, что является благом для вас».
كُتِبَ عَلَيۡكُمُ ٱلۡقِتَالُ وَهُوَ كُرۡهٞ لَّكُمۡۖ وَعَسَىٰٓ أَن تَكۡرَهُواْ شَيۡـٔٗا وَهُوَ خَيۡرٞ لَّكُمۡۖ وَعَسَىٰٓ أَن تُحِبُّواْ شَيۡـٔٗا وَهُوَ شَرّٞ لَّكُمۡۚ وَٱللَّهُ يَعۡلَمُ وَأَنتُمۡ لَا تَعۡلَمُونَ ٢١٦
«Вам предписано сражаться, хотя это вам неприятно. Быть может, вам неприятно то, что является благом для вас. И быть может, вы любите то, что является злом для вас. И Аллах знает, а вы не знаете.»
[Сура «Аль-Бакара», аят 216]
Вы не знаете, что для вас хорошо, и что плохо.
Автор, да помилует его Аллах, говорит:
«… не разрешается убивать муравьев, рушить их дома, и нежелательно сжигать вшей огнём».
Потому что огнем может наказывать только Создатель огня.
Любое животное, которое разрешено убивать, следует убивать самым легким способом, поскольку Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
إنَّ اللَّهَ كَتَبَ الْإِحْسَانَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ، فَإِذَا قَتَلْتُمْ فَأَحْسِنُوا الْقِتْلَةَ، وَإِذَا ذَبَحْتُمْ فَأَحْسِنُوا الذِّبْحَةَ،
«Поистине, Аллах предписал всё делать хорошо, и если придётся убивать, то убивайте хорошим способом, и когда будете резать животное, то делайте это наилучшим образом».
— Муслим (3/1955).
Обратите внимание – «если придётся убивать», – это сказано о животных, мясо которых не съедобно, а – «когда будете резать животное», — это сказано о тех животных, мясо которых съедобно.
Автор говорит:
«Не разрешается убивать лягушек».
Поскольку Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил их убивать. Это передается в хадисе, где сообщается, что врач спросил Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, об использовании лягушек в лечебных целях, и Пророк запретил их убивать.
Относительно этого хадиса ученые разошлись во мнениях. Некоторые назвали его слабым, другие назвали достоверным, однако цепочка этого хадиса не плохая.