Важность благочестия к родителям

Важность благочестия к родителям

Главы об этикете и нравственных качествах

Толкование: Шейх Сами ас-Сукъайр.

Тема: «Важность благочестия к родителям».

✻✻✻

Диктор: Затем автор, да помилует его Всевышний Аллах, сказал:

«Глава: благочестие по отношению к родителям является обязательным. Имама Ахмада, да помилует его Аллах, спросили о том, является ли благочестивое отношение к родителям обязательным (фарзом)? На что он ответил: «Я не говорю, что это фарз, однако это ваджиб (обязанность)».

Не дозволено повиноваться им в ослушании Всевышнему Аллаху, поскольку об этом сообщается в священных текстах, и поскольку Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Нет повиновения творению в ослушании Всевышнего Аллаха”».

Шейх: Автор говорит:

«Глава: благочестивое отношение к родителям является обязательным».

Под благочестивым отношением подразумевается совершение добра и проявление хорошего отношения. От слова «бирр» образовано имя Аллаха, Всемогущ Он и Велик — «аль-Барр», то есть творящий много добра.

Таким образом, благочестивое отношение к родителям означает совершения много добра и проявление хорошего отношения к ним. Аллах приказал проявлять благочестие к родителям и назвал его вторым после Своего права и сказал:

وَاعْبُدُوا اللَّهَ وَلَا تُشْرِكُوا بِهِ شَيْئًا ۖ وَبِالْوَالِدَيْنِ إِحْسَانًا

«Поклоняйтесь Аллаху и не придавайте к Нему сотоварищей, делайте добро родителям»
[Сура «Ан-Ниса», аят 36].

Благочестие к родителям — это доброе отношение к ним, и оно проявляется словами, делами, имуществом и славой.

  • словами, как сказал Всевышний Аллах:

ا وَقُل لَّهُمَا قَوْلًا كَرِيمًا

«И обращайся к ним почтительно»
[Сура «Аль-Исра», аят 23];

  • делами – служить им и выполнять всё, в чём они нуждаются;
  • имуществом – расходовать на них имущество, содержать их необходимым и дарить им подарки, и так далее;
  • славой – использовать свою славу, должность и своё положение в том, что принесёт пользу родителям, ибо они больше всех имеют право пользоваться его именем и положением.

Это касаемо благочестивого отношения к родителям.

Автор говорит:

«Имама Ахмада спросили о благочестивом отношении к родителям, является ли оно фарзом? На что он ответил: «Я не говорю, что это фарз, однако это ваджиб».

Так говорят те, кто видит разницу между фарзом и ваджибом, например в мазхабе Абу Ханифы, однако большинство учёных считают, что между этими двумя понятиями нет никакой разницы и оба они имеют одно значение.

Автор говорит:

«не разрешается повиноваться им…»

Итак, благочестивое отношение к родителям проявляется как при жизни: словами, делами, имуществом и положением; так и после их смерти. Благочестивое отношение к родителям не ограничивается лишь тем временем, когда они живы, его нужно проявлять и после их смерти. В достоверном хадисе передается, что некий человек пришёл к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и спросил:

«О Посланник Аллаха. Осталось ли что-либо из благодеяний, которые я должен выполнить по отношению к моим умершим родителям?» Пророк ответил: «Да, если будешь молиться за них, просить у Аллаха прощения для них, выполнять их обещания после их кончины, поддерживать родственные связи с теми, с которыми ты связан только через твоих родителей, и оказывать уважение их друзьям»[1].

Пророк перечислил пять вещей:

  • просить прощение;
  • обращаться с мольбой за них об их прощении и милосердия по отношению к ним;
  • выполнять их обещания – это третье, если твой отец или твоя мать завещали тебе что-либо, то тебе надлежит выполнить это завещание, поэтому Аллах, всемогущ Он и велик, сказал:

فَمَنۢ بَدَّلَهُۥ بَعۡدَ مَا سَمِعَهُۥ فَإِنَّمَآ إِثۡمُهُۥ عَلَى ٱلَّذِينَ يُبَدِّلُونَهُۥٓۚ إِنَّ ٱللَّهَ سَمِيعٌ عَلِيمٞ ١٨١

«Если же кто-либо изменит завещание после того, как он выслушал его, то вина ложится только на тех, кто его изменил. Воистину, Аллах — Слышащий, Знающий».
[Сура «Аль-Бакара», аят 181];

  • Четвертое, что Пророк упомянул – поддерживать родственные связи с теми людьми, с которыми ты связан только через своих родителей. Поддерживать связи с родственниками: с твоим дядей тебя связывает твой отец, с тётей тебя связывает твоя мать, то есть поддерживать родственные связи с теми людьми, с которыми ты связан только через родителей, то есть с людьми, которые стали родственниками по причине родителей: дяди, тёти, двоюродные братья и сестры, и так далее;
  • Пятое – оказывать уважение их друзьям. Если у твоего отца был товарищ, то тебе надлежит уважать его, если у твоей матери была подруга, то тебе надлежит уважать ее. Уважение друзей отца и матери является благочестивым отношением к родителям. В сахихе Бухари и в других книгах достоверно передается хадис, в котором сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет Аллах доволен ими обоими, ехал на осле по дороге в Мекку, то есть иногда он ехал на осле, а иногда шёл пешком, и на нём была чалма. Таким образом он продолжал путешествие и ему встретился бедуин. Увидев его Ибн ‘Умар спустился с осла, снял свою чалму, отдал её бедуину и посадил его на своего осла, на котором ехал сам. Итак, бедуин сел на осла и взял себе чалму. Один из его сподвижников спросил его: «Зачем ты поступил так, о Абу ‘Абдур-Рахман?», что он ответил? Он ответил: «Отец этого человека был другом ‘Умара, и, поистине, я слышал, как Посланник Аллаха, говорил: “Высшее проявление почтительности состоит в том, чтобы человек поддерживал связи с теми, кого любил его отец”»[2].

Смотрите на отношение сподвижников. Сам этот бедуин не являлся товарищем ‘Умара, товарищем ‘Умара был только его отец, а Ибн ‘Умар говорит: «Поистине, слышал я, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Высшее проявление почтительности состоит в том, чтобы человек поддерживал связи с теми, кого любил его отец”».

Автор говорит:

«Не разрешается повиноваться им в ослушании Аллаха. Так сообщается в священных текстах, поскольку Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Нет послушания творения в ослушании Всевышнего Аллаха»[3].

Правило, когда послушание родителям не дозволено и которое упомянул шейхуль Ислям, да помилует его Аллах:

«Чтобы дело было тебе в пользу и не причиняло родителям вреда, в этом случае повиноваться им не обязательно».

Например, человек хочет бодрствовать ночью, а отец говорит ему не делать этого и не совершать молитву ночами, не поститься – в этом случае есть польза сыну и нет вреда отцу, обязан ли сын в этом случае повиноваться отцу? Нет. Не обязательно повиноваться ему.

Отец говорит: «Не постись», не соблюдай добровольные посты, пост в понедельник, четверг, три дня каждого месяца и так далее… Посты сына не причинят отцу никакого вреда, поэтому сын не обязан повиноваться ему. Если же отец повелевает это по той причине, что эти деяния причиняют ему вред, например, сын бодрствует ночами, а днём не может принести пользу отцу: «Ты мне нужен, но ты постоянно спишь или постишься», то в таком случае, что? — Нужно повиноваться.

Итак, у нас есть правило:

«Если дело полезно для сына и не причиняет вреда отцу, то повиноваться не обязательно, однако, если родителям это причиняет вред, то повиновение им обязательно».

Другой пример: если отец или мать прикажет развестись с женой… Отец говорит: «Разведись с этой женщиной или мать говорит подобное, как следует поступить? — Об этом был спрошен имам Ахмад, да помилует его Аллах, к которому пришёл некий человек и спросил:

«О Абу Абдиллях. Мой отец повелел мне развестись с моей женой», и имам Ахмад сказал ему не разводиться с женой. Этот человек спросил: «Разве ‘Умар не приказал своему сыну развестись с женой и тот послушался его?», — на что имам Ахмад ответил ему: «Разве твой отец ‘Умар?!», правильно ведь спросил? — «Разве твой отец ‘Умар?», потому что ‘Умар не станет приказывать сыну разводиться с женой без шариатской на то причины.

Итак, если отец или мать настаивают на разводе с женой без шариатской на то причины, то не обязательно повиноваться им в этом.

©Перевод
Wasat Media
  • [1]

    Передают Абу Дауд (5142), Ахмад (3/497-498, 16059), аль-Бухари в «аль-Адабуль-муфрад» (35), Ибн Маджах (3664), Ибн Хиббан в своём «Сахихе» (418). Шейх аль-Албани назвал иснад хадиса слабым. Все передатчики этого хадиса заслуживающие доверия, кроме ‘Али — вольноотпущенника Абу Усайда (или Асида), которого не называл надёжным никто, кроме Ибн Хиббана. И от него не передавал хадисы никто, кроме его сына Усайда, и поэтому аз-Захаби сказал: «Он неизвестен». На это же указал хафиз Ибн Хаджар своими словами: «Приемлемый». См. «ас-Сильсиля ад-да’ифа» 597, «Мишкатуль-масабих» 4936.

  • [2]

    Ахмад (2/88), аль-Бухари в «аль-Адабуль-муфрад» (41), Муслим (2552), Абу Дауд (5143) и ат-Тирмизи (1903) со слов Ибн ‘Умара.

  • [3]

    Ахмад (1/131), Ибн Аби Шейба (34406) и аль-Хаким (3/443).

Новое на сайте