Главы об этикете и нравственных качествах
Толкование: Шейх Сами Сукъайр.
Тема: Правила ухода за собой.
✻✻✻
Диктор: Автор, да помилует его Всевышний Аллах, сказал:
«Глава: Десять вещей относят к фитре (характерным [врожденным] качествам): пять на голове и другие пять на теле. Те, что на голове: полоскание рта, и носа, использование сивака, укорачивание усов и опускание бороды. Те, что на теле: сбривание волос на лобке, выщипывание подмышек, укорачивание ногтей, подмывание и обрезание».
Шейх:
Автор говорит:
«Десять вещей относят к фитре (характерным качествам)».
Здесь сказано «’ашратун», но можно использовать слово «’ашрун» и это будет более красноречиво.
Десять вещей относят к фитре, а фитра – это характер, с которым Аллах, всемогущ Он и велик, сотворил человека. Врожденное качество, с которым Аллах сотворил людей.
Фитра головы
«Пять на голове и пять на теле. Те, что на голове – это полоскание рта».
1. «полоскание рта»
Это действие (полоскание рта) узаконено в Шариате во время совершения омовения, и полоскание – это промывание рта водой, и факихи (знатоки исламского права) сказали, что достаточно даже самого малого промывания.
2. «полоскание носа»
Автор сказал:
«полоскание носа»
Это втягивание воды в нос и высмаркивание, то есть выведение этой воды
3. «использование сивака»
«Сиваком» называют определенный предмет и действие. Предмет, которым чистят зубы, и сиваком еще называют что? Само действие. Множественное число слова сивак – это «масавик». Поэтому рассказывают, что был один царь, который сказал одному из своих подданных, ученому или другому: «Какова форма множественного числа слова «мисвак»?». Ему ответили — «махасинук», не «масавик». Царь спросил о множественном числе слова «мисвак», и ему ответили не «масавик», а «махасинук», ну вы поняли ).
Сиваком называют как предмет, так и действие, и указывают на это слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:
لَوْلَا أنْ أشُقَّ علَى أُمَّتي أوْ علَى النَّاسِ لَأَمَرْتُهُمْ بالسِّوَاكِ مع كُلِّ صَلَاةٍ
«Если бы не (считал) я, что для (членов) моей общины (или: …для людей) это будет тяжело, то обязательно велел бы им (чистить зубы зубочисткой) перед каждой молитвой»
— Аль-Бухари (887) и Муслим (252). От Абу Хурайры, да будет дововлен им Аллах.
А в другой версии «во время каждого омовения»[1].
Также Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
السِّواكُ مَطهرةٌ للفمِ ، مَرضاةٌ للرَّبِّ
«Сивак очищает рот и вызывает довольство Господа»[2].
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, использовал сивак в любом положении, просыпался ночью и чистил рот сиваком.
4. «укорачивание усов»
То есть укорачивать кончики усов ножницами.
Усы – это волосы, которые растут над верхней губой.
Из слов автора, да помилует его Аллах, можно понять, что в Шариате узаконено укорачивать усы, но не сбривать. Имам Малик, да помилует его Аллах, сказал:
«Сбривание усов – неправильно, и поступившего так следует исправить»[3].
А в хадисе, переданном от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что говорится? В нём приводится слово – «укорачивание»[4], что означает оставление корней усов. Укорачивание узаконено в Шариате, а бритье не приведено в Сунне. Что касается некоторых версий, где говорится: «Удаляйте усы», то они уточняются другими версиями этого хадиса.
5. «отпускание бороды».
Отпускание, то есть оставлять бороду и не препятствовать её росту. От Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сообщаются слова:
«Оставляйте и отпускайте бороду»[5].
Эти слова указывают на то, что оставлять бороду обязательно и нельзя препятствовать её росту, укорачивая или сбривая её.
Борода – это красота мужчины, поэтому Айша, да будет Аллах доволен ею, сказала:
«Пречист Тот, кто приукрасил мужчин бородой».
Фитра тела
Автор сказал:
«Пять на теле: сбривание волос на лобке».
В первую очередь необходимо знать, что волосы, которые растут на теле человека, с точки зрения удаления бывают трех видов:
- Первый вид – те, что Аллах приказал удалить,
- Второй – те, что Аллах запретил удалять,
- И третий вид – те, о которых Он умолчал.
Что касается первого вида волос, которые Аллах приказал удалить, то — это волосы на лобке, волосы в подмышках и усы у мужчин.
Второй вид волос, которые Аллах запретил удалять – это волосы бороды у мужчин и брови (женщине и мужчине запрещено удалять их).
Третий вид – это волосы, о которых Он умолчал, как волосы на ногах, на руках, на груди так далее. Для женщины удалять подобные волосы не запрещено, поскольку их удаление придаст им дополнительную красоту, но для мужчин, мы говорим, оставлять их будет предпочтительнее. Мужчине не следует удалять волосы на руках или на ногах, поскольку это делает его нежным и приводит к уподоблению женщинам; если только оставление этих волос не будет нарушением обычаев.
Если, к примеру оставлять волосы на теле не принято и непривычно, то совершать то, что не принято – порицаемо и неправильно. Если к примеру человек болен и на его руках или ногах растут очень густые волосы, причиняющие ему неудобства, то нет проблем, если он их пострижет или удалит, чтобы избавиться от вреда, причиняемого ими.
Итак, волосы, которые растут на теле человека, бывают трех видов: первый вид – те, что Аллах приказал удалить, второй вид — те, что Аллах запретил удалять, и третий вид — те, о которых Он умолчал.
1. «сбривание волос на лобке»
Автор говорит:
«волосы на теле: сбривание волос на лобке»
То есть удаление волос, растущих вокруг половых органов. Аллах приказал удалить эти волосы, поскольку они являются причиной накопления грязи, нечисти, и появления неприятного запаха, по этой причине Он приказал их удалить.
2. «выщипывание волос на подмышках»
Автор сказал:
«выщипывание волос на подмышках»
Атор сказал «выщипывание», хотя разрешено удалять их любым способом, тем не менее будет лучше, если их выщипать. Почему? Потому что выщипывание удаляет даже корни волос. Понятно? И потому что после выщипывания волосы растут дольше, чем после сбривания.
3. «укорачивание ногтей»
Автор сказал:
«укорачивание ногтей»
То есть срезать и удалить кончики ногтей. Мудрость укорачивания ногтей заключается в том, что под длинными ногтями собирается грязь и накапливается то, что препятствует проникновению воды до кожи под ними, поэтому Пророк, то есть Аллах приказал их укорачивать.
4. «подмывание»
Автор сказал:
«подмывание и обрезание».
Подмывание – это удаление того, что вышло из двух путей – переднего или заднего прохода.
Однако, если удаление этих нечистот производится водой, то этот процесс называется – «истинджаъа» (الاستنجاء), а если удаление производится камнями, то этот процесс называется – «истиджмаром» (الاستجمار).
Здесь автор использовал слово «истинджаъа», потому что он включает в себя и «истиджмар». Можно сказать: «истанджиъ» и «истаджмир», одно несет в себе значение другого, но если встречаются оба слова «истанджаъа» и «истаджмара», то «истинджаъа» – это подмывание водой, а «истиджмар» – подмывание, то есть удаление нечистот, камнями или другим чистым дозволенным предметом. Если используется только одно из этих слов, то одно несет в себе значение второго.
5. «обрезание».
Автор сказал:
«и обрезание»
Это отрезание крайней плоти и это также относится к фитра (врожденному естеству).
Это то, что приказано Аллахом, и то, что относится к врожденному естеству. Доказательством этих вещей, о которых автор упомянул, является хадис, где Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Десять вещей из естества (фитры) человека: стрижка усов, отпускание бороды, использование сивака (при чистке зубов), прочистка водой носовой полости, стрижка ногтей, тщательное промывание суставов, выщипывание волос из подмышек, бритье волос с интимных мест, очищение (подмывание) водой».
Передатчик этого хадиса сказал: «И я забыл, что было десятым, но, должно быть, речь шла о прополаскивании рта».
— Муслим (261).
Все эти вещи упомянул Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и его слова являются доказательством тому, что упомянул автор, да помилует его Аллах. Для женщины обрезание желательно, но не обязательно.