Главы об этикете и нравственных качествах
Толкование: Шейх Сами Сукъайр.
Тема: «Правила стрижки волос».
✻✻✻
Диктор: Затем автор, да помилует его всевышний Аллах, сказал:
«Глава: нежелательно выдергивать седину, ибо в хадисе сообщается, что это – свет Аллаха, она является увещевателем смерти, уменьшающим надежды и побуждающим совершить добрые деяния, и является достоинством. Также нежелательно сбривать затылок, если только нет желания произвести кровопускание. Об этом передается в книге «ас-Сунан»».
Шейх:
Автор, да помилует его Аллах, говорит:
«Нежелательно выдергивать седину».
Нежелательно выдергивать седину — будь то на голове или в бороде. Седина – это белый волос, который появляется у человека на голове или в бороде.
Автор говорит:
«ибо в хадисе сообщается, что это – свет Аллаха, она является увещевателем смерти».
В другой версии хадиса сказано, что «седина – это свет верующего»[1]. В хадисе сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил выдергивать седину и сказал, что она является светом верующего.
Ученые разногласят относительно значения этих слов, и более правильным разъяснением слов «свет верующего» является то, что седина станет причиной света верующего в Судный день.
«И она также является увещевателем смерти»
То есть, седина увещевает о смерти и означает, что смерть близка.
«Уменьшающим надежды»
Поскольку, когда человек смотрит на седых людей, у него уменьшаются надежды на мирскую жизнь и вызывает у него отрешенность от неё.
«Побуждающим совершить добрые деяния, и она является достоинством»
То есть седина побуждает человека совершать добрые деяния в том, что относится к правам Аллаха и к правам Его рабов.
Права Аллаха – это повиновение Ему, свят Он и велик, поскольку человек, который видит седину, понимает, что его срок и время пребытия в мирской жизни истекает, и это побуждает его совершать соответствующие деяния.
Автор говорит:
«и она является достоинством»
То есть уравновешенностью и выдержанностью.
Диктор: Затем автор, да помилует его всевышний Аллах, сказал:
«Также нежелательно сбривать затылок, если только нет желания произвести кровопускание. Об этом передается в книге “ас-Сунан”»
Шейх:
«Нежелательно сбривать затылок,»
Затылок – это задняя часть головы, и сбрить его нежелательно.
Автор сказал:
«если только нет желания произвести кровопускание»
Если человек хочет произвести кровопускание, то нет проблем в сбривании затылка.
Брить затылок нежелательно по той причине, что в этом есть уподобление животным (или неарабам) и по той причине, что это один из видов «каза’» (قزع), который означает сбривание волос с некоторых частей головы и оставление на других.
В первую очередь в этом есть уподобление неверующим, и в этом также есть каза’. Однако если человек хочет произвести хиджаму и сбрил некоторую часть волос на голове, будь то на затылке или в другом месте, то это вызвано необходимостью. От Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, достоверно передается, что он делал кровопускание и брил то место, где делалась хиджама, и если бы это было нежелательно, то Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не поступил бы так, и он не сбрил при этом остальную часть головы.