Главы об этикете и нравственных качествах
Толкование: Шейх Сами ас-Сукъайр.
Тема: «Правила рукопожатия».
✻✻✻
Диктор: Затем автор, да помилует его Аллах, сказал:
«Глава: здороваться за руки желательно двум мужчин. Не разрешается приветствовать за руку молодых женщин, поскольку это возбуждает желание. Также разрешено обнимать друг друга и целовать голову и руку того, кто является приверженцем религии, ученым или старцем. Желательно вставать для справедливого имама, родителей, ученых, богобоязненных, знающих, благородных и знатных людей, и не желательно вставать для других людей, помимо упомянутых».
Шейх:
Автор сказал:
«Глава: здороваться за руки желательно двум мужчин».
В этой главе упоминается то, что касается приветствия за руку, обнимания, целования и вставания. Автор сказал:
«Мусафаха — здороваться за руки желательно».
Мусафаха (المصافحةُ) — это слово по формуле «муфа’аля» (مُفاعل), от корня «сафха», что означает «протягивание рук друг другу при встрече».
Слова автора «желательно для мужчин».
Доказательством желательности приветствия за руку является то, что Анаса спросили, здоровались ли сподвижники Пророка ﷺ за руку, на что он ответил утвердительно[1]. Это приводится в сахихе Бухари. Также сообщается от Анаса ибн Малика, да будет Аллах доволен им, что он сказал:
لما جاء أهل اليمن قال رسول الله صلى الله عليه وسلم: قد جاءكم أهل اليمن وهم أول من جاء بالمصافحة
«Когда пришли жители Йемена, Пророк ﷺ сказал: «К вам пришли жители Йемена» и они были первыми, кто поздоровался за руку».
— Ахмад (13624) и Абу Дауд (5213).
То есть кто начал приветствовать друг друга за руку. Также приветствие за руку сильнее вызывает на любовь и привязанность.
Слова автора:
«здороваться за руки желательно двум мужчин»
Условием является, чтобы оба человека были мужчинами, ссылаясь на мнение большинства. Есть и другое мнение, что двум женщинам также желательно приветствовать друг друга за руки также, как это желательно для мужчин, поскольку в основе своей то, что узаконено для мужчин, узаконено и для женщин, а то, что узаконено для мужчин, узаконено и для женщин, если только нет довода, указывающего на обратное. Поэтому, если встретятся две женщины, то для них является желательным поприветствовать друг друга за руки.
Автор сказал:
«Приветствовать за руки желательно для мужчин, и не разрешается здороваться за руки с молодой женщиной, потому что это приводит к искушению».
Не разрешается приветствовать за руку молодых женщин, поскольку Посланник Аллаха ﷺ, сказал:
إنِّي لا أُصافِحُ النِّساءَ
«Я не здороваюсь за руки с женщинами»[2].
Поэтому, когда Пророку ﷺ приносили присягу, он принимал ее от женщин на словах, и не принимал ее от них рукой. И Пророк ﷺ сказал: «Я не здороваюсь за руки с женщинами». Его рука никогда не притрагивалась к руке посторонней женщины, и по той причине, что это приводит к искушению.
Слова автора:
«не разрешается приветствовать за руки молодых женщин» …
… означают, что разрешено приветствовать за руки не молодых женщин. Если молодая девушка – это та, что достигла совершеннолетия и до тридцатилетнего возраста, то женщин с возрастом выше тридцати лет можно приветствовать за руки. Такого мнения придерживаются некоторые ученые, сказавшие, что запрещено приветствовать за руки только молодых женщин, потому что искушение связано именно с ними.
Второе мнение – категорический запрет на приветствие женщин за руки в любом случае, будь они молодыми или взрослыми, поскольку во время присяги Пророк ﷺ сказал: «Я не здороваюсь с женщинами за руки», хотя во время присяги среди женщин были и такие женщины, которые достигли пятидесяти лет и выше. Его рука никогда не притрагивалась к руке посторонней женщины, будь то молодой или не молодой.
Это мнение, то есть категорический запрет, выбрал и шейхуль Ислям ибн Теймия, да помилует его Аллах. Почему? Потому что, мы говорим:
«Если запрещено приветствовать салямом, хотя это только слова, то приветствовать за руки, учитывая то, что это прикосновение, запрещено тем более».
Что серьезнее: приветствовать девушек салямом и сказать женщине, достигшей больше тридцати лет: «ас-саляму аляйкум» или же приветствовать их за руки? Конечно же приветствие за руки серьезнее.
Автор говорит:
«Не запрещено обниматься»
Му’анака (معانقَة) – это когда два человека обнимают друг друга так, что их шеи оказываются параллельно друг другу, и это не запрещено, поскольку сподвижники, да будет Аллах доволен ими всеми, поступали таким образом. Не запрещено обниматься, однако обнимать, как на это указывает Сунна, можно того, кто вернулся с путешествия, или кого не видели долгое время, то есть человек отсутствовал долгое время и ты давно его не видел, то в этом случае не запрещено обнимать его. Однако человека, которого ты видишь каждый день и который живет неподалеку, не узаконено обнимать согласно Сунне.
Итак, обнимать человека узаконено в Шариате в двух случаях:
- первый случай: возвращение с путешествия;
- второй случай: если не видел человека долгое время
В этих случаях можно обниматься.
Автор говорит:
«целовать голову»
То есть не запрещено целовать голову, доводом дозволенности этого служит то, что Пророк ﷺ, когда Аллах ниспослал благородный аят в суре «Свет (Ан-Нур)» с оправданием ‘Айши, да будет Аллах доволен ею, прочитал этот аят, и ей сказали её родители: «Встань и поцелуй голову Посланника Аллаха ﷺ», то есть приказали ей поцеловать голову Посланника Аллаха ﷺ, это и указывает на дозволенность целования.
Также и руку. Целовать голову или руку тем, кто относится к последователям религии, ученым, старцам в Исламе.
Итак, целовать голову или руку можно лишь тому, у кого есть права над другими: отцу, матери, ученому и так далее. Этого не нужно делать в отношении к каждому человеку, так сообщается от предшественников, да помилует их Аллах.
Целовать голову и руку – это уважение и почитание, и целовать голову и руку можно тому, кто этого заслуживает, кто имеет достоинство и благочестие в Исламе. Однако целование руки имеет условие, чтобы не было опасения того, что это приведет к дурному. Дурное, например, чтобы человек, руку которого ты поцеловал, не возгордился. Если есть опасение, что он возгордится, станет высокомерным и так далее, то руку лучше не целовать. Также, дурное – это испрашивание благодати, поскольку некоторые люди иногда целуют руку ученому, стремясь получить его благодать, подобное также запрещено.
Исходя из этого мы можем сказать, что целовать руку можно при условии:
- Первое условие: чтобы человек заслуживал это – родители, ученый и так далее;
- Второе условие: чтобы целью этого не было дурное, со стороны приветствующего или целующего, как стремление получить благодать, и;
- Третье условие: чтобы это не привело к дурному со стороны того, кого приветствуют или целуют, как высокомерие и высокое мнение о себе, что он праведник или святой и так далее.
Автор сказал:
«Желательно вставать для справедливого имама, родителей, последователей религии, богобоязненных, знающих, благородных и знатных людей».
Желательно вставать для них, то есть, когда они приходят, из почтения и уважения к ним.
Автор сказал:
«встать для имама»
Частица «ли (لِ)» (для) – потому что «кыям (قيام)» (вставание) бывает трех видов:
- встать «над» человеком;
- встать «к» человеку, и;
- встать «для» человека.
«Встать над человеком» означает встать над другим человеком, как это делают некоторые тираны; что касается второго вставания – «встать к человеку», то это означает встать, чтобы встретить его, когда он заходит. Что касается «вставания для человека», то это значит… то есть встать
К человеку означает встать со своего места, чтобы встретить того, кто идет или заходит, и третье: «вставание для человека» — означает, что человек сидит в каком-то собрании на своем месте и встает при входе кого-либо, чтобы уступить место или поприветствовать его.
Итак, мы имеем:
«Вставание над человеком», что значит встать над другим человеком, то есть над его головой. Если есть необходимость или острая нужда встать таким образом, то это не запрещено. Необходимостью и острой нуждой может быть желание защитить его или опасение за него. Например, есть опасение, что кто-либо покусится на жизнь царя или правителя, в этом случае не запрещено становиться над ним, защищая и оберегая его.
Что касается «вставания к человеку», то есть человек встает со своего места, чтобы встретить и поприветствовать его и так далее, это является желательным, и поэтому Пророк ﷺ, сказал племени Бану Курайза, когда пришел Са’ад ибн Му’аз:
«Встаньте к своему господину».
— Абу Дауд (5215), аль-Бухари (4121).
Что касается третьего вставания, то это «вставание для человека», что означает, что какой-то человек заходит на собрание и присутствующие там встают для того, чтобы поприветствовать его. Встают не для того, чтобы встретить его, а для того, чтобы поприветствовать его салямом. В этом вопросе среди ученых существует разногласие, однако правильно то, что это разрешено, особенно если таков обычай людей. Что касается случая, когда человек любит, чтобы для него вставали, то на это в Исламе пришел запрет. Поэтому, Пророк ﷺ, сказал:
«Кто хочет, чтобы люди вставали для него, пусть приготовит себе место в аду».
— Абу Дауд (5229), Ат-Тирмизи (2755), Ахмад (16830).
Итак, «встать над человеком», «встать к человеку» и «встать для человека».
«Вставать над человеком» – это вставать над его головой, чтобы защитить его, например, от врагов и так далее.
«Встать к человеку» – если кто-то зашел в мечеть, ты встаешь (от пер. и направляешься) к нему, чтобы встретить его – это будет «встать к нему».
«Встать для человека» – человек пришел и хочет поприветствовать тебя, и ты встаешь, чтобы приветствовать его – это «встать для человека», ибо ты встал не для того, чтобы встретить его, а для того, чтобы поприветствовать его и ответить на его приветствие.
Все упомянутое разрешено, кроме первого случая, ибо в первом случае все зависит от необходимости. Если же сам человек любит, чтобы люди для него вставали, когда он заходит, то на это пришел запрет и поэтому Пророк ﷺ, сказал: «Кто хочет, чтобы люди вставали для него, пусть приготовит себе место в аду», поскольку такой человек относится к гордецам и высокомерным людям.