Главы об этикете и нравственных качествах
Толкование: Шейх Сами ас-Сукъайр.
Тема: «Правила приветствия». Продолжение
✻✻✻
Диктор:
«Мужчинам нежелательно приветствовать салямом женщин, поскольку это приводит к получению ответа от них и слушанию их голоса».
Шейх:
Подобный же пример, если человек поприветствует мужчину, затем отойдет и снова вернется, таким также желательно снова поприветствовать друг друга. И первое приветствие не является более желательным, чем второе, как об этом сказал Пророк ﷺ.
К примеру, у вас дома остановился гость, ты поприветствовал его и вышел, чтобы принести ему воду или угощение, по возвращению для тебя становится желательным снова поприветствовать его словами «ас-саляму аляйкум».
То же самое касается аудиторий или библиотек. Допустим, ты пришел к библиотекарю и поприветствовал его, затем ты взял у него бумаги, чтобы в другом месте поставили подпись, и снова вернулся к нему, в этом случае также узаконено снова поприветствовать его словами «ас-саляму аляйкум», ибо здесь возникла большая преграда, чем стена или дерево.
Диктор: Автор, да помилует его Аллах, сказал:
«Мужчинам нежелательно приветствовать салямом молодых женщин, поскольку это приводит к получению ответа от них и слушанию их голоса, что может привести к смуте (фитне). Сколько страсти и любви возбудили голоса! Нет нежелательности в приветствии салямом старых женщин и женщин, выходящих к мужчинам [от переводчика: здесь имеются в виду целомудренные женщины, к которым мужчины обращаются с вопросами, и которые выходят к ним по этой причине], поскольку нет опасения искуситься их голосом, нужно приветствовать их и отвечать на их приветствие. Необходимость также имеет значение, поскольку разрешено смотреть на лицо женщины …».
Шейх:
Автор, да помилует его Аллах, сказал:
«Мужчинам нежелательно давать салям молодым женщинам …»
То есть молодой женщине, а молодой женщина считается до тридцатилетнего возраста. Его слова:
«Нежелательно приветствовать молодых женщин»
Почему? Опасаясь фитны! Поэтому он сказал:
«Поскольку это приводит к получению ответа от них и слушанию их голоса, что может привести к смуте (фитне).»
Это может искусить человека.
«И сколько страсти и любви возбудили голоса! Нет нежелательности в приветствии салямом старых женщин и женщин, выходящих к мужчинам, поскольку нет опасения искуситься их голосом».
الْعَجَائِز «Аль-’аджаиз» (старые женщины) – это множественное число от слова عَجُوز «’аджуз», что означает «женщину преклонного возраста» и البارزات «аль-баризат» – это множественное число от слова برزة «барза», что означает «женщину, которая выходит к людям или к мужчинам и разговаривает с ними». Сторонясь при этом женщин, не выходящих к мужчинам и стесняющихся выходить из дома.
Автор, да помилует его Аллах, в начале предложения сказал, что нежелательно приветствовать молодых женщин, и сказал, что нет проблем в приветствии взрослых женщин, поскольку нет опасения искуситься их голосом, тем самым связывая постановление (хукм) с искушением (фитной). Если постановление связано с искушением, то основа также связана с искушением, и мы говорим:
«Нет проблем в приветствии всех женщин в целом, если нет опасения искуситься. И здесь нет разницы между молодой девушкой или другой женщиной».
Все зависит от чего? От смуты и это наиболее правильное мнение, что постановление и его причина зависят от смуты (фитны). И нет разницы между молодой девушкой и старой женщиной, потому что иногда старая женщина становится причиной искушения. Мы говорим:
«Нежелательно приветствовать женщин, если есть опасение смуты. Если же нет опасения искуситься, то нет в этом проблем».
Поэтому можно приветствовать молодых девушек и женщин из числа родственников и так далее, если в этом нет смуты.
То же самое касается благопожелания чихнувшей женщине, которая воздаст хвалу Аллаху, нужно пожелать ей благо или нет? Опять же это зависит от смуты, и мы не говорим, что благо нужно пожелать взрослой женщине и не нужно молодой. Постановление и его причина зависят от наличия или отсутствия смуты. И также в основе голос женщины не является наготой (аурат), в отличии от понятий некоторых простых людей, считающих, что голос женщины является наготой.
Голос женщины не является наготой (ауратом), поэтому Аллах, всемогущ Он и велик, сказал:
… فَلَا تَخْضَعْنَ بِالْقَوْلِ فَيَطْمَعَ الَّذِي فِي قَلْبِهِ مَرَضٌ وَقُلْنَ قَوْلًا مَّعْرُوفًا ٢٣
«… не будьте мягкими речью[1] [не проявляйте нежности в речах], ибо возжелает тот, в сердце которого болезнь [склонность к грехам и запретному], и говорите известной (по шариату) речью [без мягкости в речи]»
[Сура «Аль-Ахзаб», аят 32.]
Диктор: Автор, да помилует его Аллах, сказал:
«Поскольку женщин, выходящих к мужчинам, нужно приветствовать и отвечать на их приветствие. Необходимость также имеет значение, поскольку свидетелю разрешено смотреть на лицо женщины, чтобы сохранить себя от ошибки и принести свидетельство. Ювелиры и промышленники, хозяин магазина или завода, с которыми работает женщина, также могут приветствовать ее.
Также нет проблем в приветствии салямом детей…»
Шейх:
Необходимость также имеет значение, поскольку свидетелю разрешено смотреть на лицо женщины, чтобы сохранить себя от ошибки. В основе смотреть на постороннюю женщину запрещено, поскольку Аллах, всемогущ Он и велик, сказал:
قُل لِّلْمُؤْمِنِينَ يَغُضُّوا مِنْ أَبْصَارِهِمْ …
«Скажи верующим мужчинам, чтобы они опускали свои взоры …»
[Сура «Ан-Нур», аят 30],
Однако разрешается смотреть на постороннюю женщину, если появилась необходимость или острая нужда. Поэтому в благородном аяте сказано, поразмыслите над ним, Аллах, всемогущ Он и велик, сказал: «Скажи верующим мужчинам, чтобы они опускали свои взоры», и отсюда вытекает из слов مِنْ أَبْصَارِهِمْ«мин абсарихим» — частичность. Аллах не сказал: أَبْصَارَهُمْ «абсарахум», а сказал «мин абсарихим». Поэтому Аллах разрешил и даже сделал желательным смотреть на женщин в некоторых случаях, например, если мужчина хочет засватать себе женщину, для него является желательным посмотреть на нее, несмотря на то, что она еще не является для него женой и этот мужчина пока только хочет засватать ее, но тем не менее Аллах сделал для него желательным посмотреть на потенциальную невесту в соответствии с некоторыми условиями.
Также, ели мужчина работает с посторонней женщиной.
Допустим мужчина работает с женщиной, это раньше, сейчас можно создать условия и обойтись без этого, однако если раньше мужчина работал с женщиной – продавал ей или покупал у неё, то автор говорит, что можно смотреть на её лицо, чтобы знать её на случай, если между ними возникнет спорная ситуация. Это указывает нам на то, что запрет на взор на постороннюю женщину не является абсолютным запретом при любых обстоятельствах, а является частичным запретом. Абсолютный запрет конкретной вещи может стать дозволенным только при острой необходимости, а частичный запрет, имеющий причины, становится дозволенным при необходимости.
Смотреть на женщину, мы говорим, запрещено только частично, по определенным причинам, по каким? Взор на женщину может стать причиной совершения прелюбодеяния или появления смуты, поэтому Аллах это запретил.
Автор сказал:
«… чтобы сохранить себя от ошибки и принести свидетельство. Также ювелир и промышленник …».
Промышленник, который делает пряжу, а ювелир – понятно, тот, кто изготавливает изделия из золота и серебра, хозяин рынка и завода, с которыми работает женщина, могут приветствовать ее. Вкратце можно сказать, что в основе смотреть на постороннюю женщину запрещено, и это запрет не на конкретную вещь, а запрет по определенным причинам.
Поэтому разрешается смотреть на женщин по необходимости, например, смотреть на женщину, которую человек хочет засватать, или на женщину, с которой человек работает, как об этом сказал автор, да помилует его Аллах.
Диктор: Далее автор, да помилует его Аллах, говорит:
«Нет проблем в приветствии салямом детей, обучая их таким образом этике, прививая в них любовь к благонравию и обучая их относиться к людям по-доброму. Желательно приветствовать салямом при выходе, а при входе это еще более желательно».
Шейх:
Автор говорит:
«Нет проблем в приветствии салямом детей, …»
Выражение «нет проблем» используется при разногласии, однако приветствовать детей салямом на самом деле является Сунной, потому что из руководства Пророка ﷺ, то, что он приветствовал детей салямом, как это сообщается в хадисе Анаса, да будет Аллах доволен им, сказавшего, что Посланник ﷺ, однажды проходил мимо детей и поприветствовал их салямом, и он (Анас) сказал, что Пророк ﷺ, поступал так всегда[1]. Поэтому мы говорим, что приветствие детей салямом является Сунной по двум причинам:
- Первая причина: следование примеру Посланника Аллаха ﷺ;
- И вторая причина: обучая этих детей Сунне и этике Ислама. Если приветствие салямом взрослых узаконено в Шариате, то приветствие детей еще важнее, поскольку своим приветствием ты учишь их этике и благонравию.
Автор сказал:
«… прививая в них любовь к благонравию, и обучая их относиться к людям по-доброму.»
Из этих слов автора мы понимаем, что опекун ребенка должен учить его совершенным нравственным качествам и этике и предостерегать его от обратного. Опекун, который отвечает за ребенка, должен, обязан время от времени учить его чему? Тому, что связано с исламским Шариатом – омовению, молитве, посту и также предостерегать его от запретного и удерживать его от этого, будь то запретное слово или запретный поступок.Если же ребенок все-таки совершил запретное, то он не наказывается.
Допустим, ребенок совершил запретное словом или поступком, его не наказывают, поскольку это записывается для него, а не против него. Однако, опекун должен повелевать ему обязательное, например, молитву. Пророк ﷺ, сказал:
«Повелевайте вашим детям совершать молитву с семи лет и бейте их за отказ от нее с десяти лет. А также укладывайте их спать раздельно».
— Ахмад (6689), Абу Дауд (494, 495)[2].
Сподвижники, да будет Аллах доволен ими всеми, и предшественники Уммы учили детей соблюдать пост, и даже если те просили воду или еду, им давали игрушки, чтобы отвлечь их внимание.
Чтобы ребенок привязался к поклонению и не стал убегать от него после совершеннолетия, нужно учить их еще тогда, когда они станут дееспособными. Также нужно предостерегать их от запретного, будь это запретные слова или запретные деяния или даже запретное одеяние. Поэтому факихи (знатоки исламского права) говорили:
«Запрещено одевать на ребенка то, что запрещено для ношения взрослыми».
К примеру, у вас есть ребенок, не говорите, что оденете его в шелковые одеяния, поскольку он несовершеннолетний. Нет! Это не разрешено. Однако если ребенок сам наденет на себя, то он не впадает в грех, в грех здесь впадает кто? Опекун. Если сказать вкратце, опекун обязан заботиться и оберегать тех, кого Аллах, всемогущ Он и велик, дал ему на попечение – семью и детей; учить их добру и направлять их к нему, и предостерегать их от зла и удерживать их от него.
Приветствовать салямом при выходе также является желательным, как и при входе.
Если человек захочет покинуть место или собрание, то ему желательно приветствовать остающихся салямом, потому что Пророк ﷺ, сказал:
«Когда кто-нибудь из вас придёт на какое-нибудь собрание, то пусть приветствует, а когда хочет уйти оттуда, пусть также приветствует, и первое приветствие ничуть не важнее второго».
— Ахмад (2/230), Абу Дауд (5208)[3].
Автор сказал:
«А приветствие при входе более желательно»
То есть приветствие при входе более желательно, поскольку Аллах, всемогущ Он и велик, сказал:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا تَدْخُلُوا بُيُوتًا غَيْرَ بُيُوتِكُمْ حَتَّىٰ تَسْتَأْنِسُوا وَتُسَلِّمُوا عَلَىٰ أَهْلِهَا ۚ
«О те, которые уверовали! Не входите в чужие дома, пока не спросите позволения и не поприветствуете миром их обитателей»
[Сура «Ан-Нур», аят 27],
… и поскольку Посланник ﷺ, сказал в хадисе от Абу Хурейры:
«Шесть вещей входят в число обязанностей мусульман по отношению друг к другу: если ты встретишь»
— Муслим (2162), аль-Бухари (1240).
… «вхождение» – это встреча.