Правила приема пищи

Правила приема пищи

Главы об этикете и нравственных качествах

Толкование: Шейх Сами Сукъайр.

Тема: «Правила приема пищи».

✻✻✻

Диктор: Затем автор, да помилует его всевышний Аллах, сказал:

«Глава: желательно начинать прием пищи с именем Аллаха и завершить его с возданием хвалы Аллаху; принимать пищу правой рукой и из того, что находится впереди, если вся еда одинакова. Не следует есть с середины посудины, а следует брать с ближайшей к себе стороны, и это касается также отмеривания, ибо в этом больше благодати».

Шейх: Автор говорит:

«желательно начинать прием пищи с именем Аллаха»

То есть произнести имя Аллаха перед приемом пищи и также перед питьем, поскольку Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

يا غُلَامُ، سَمِّ اللَّهَ، وَكُلْ بيَمِينِكَ، وَكُلْ ممَّا يَلِيكَ

«О мальчик. Произнеси бисмиллях, ешь правой рукой и ешь только то, что перед тобой».

— Муслим (2022), аль-Бухари (5376).

И также Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

إِذَا أَكَلَ أَحَدُكُمْ طَعَامًا فَلْيَقُلْ: بِسْمِ اللهِ، فَإِنْ نَسِيَ فِي أَوَّلِهِ فَلْيَقُلْ: بِسْمِ اللهِ فِي أَوَّلِهِ وَآخِرِهِ

«Принимаясь за еду, пусть каждый из вас помянет имя Всевышнего Аллаха. Если же он забудет упомянуть имя Аллаха в самом начале, то следует сказать: «Бисмилляхи фи аввалихи ва ахирихи. (С именем Аллаха в её начале и конце)»».

— Ат-Тирмизи (1858), Абу Дауд 3767, Ахмад (6/143, 207-208, 246)[1].

Внешний смысл хадиса указывает на обязательность, поскольку Пророк сказал: «О мальчик! Произнеси бисмиллях» и «Принимаясь за еду, пусть каждый из вас помянет имя всевышнего Аллаха» и это перевешивающее мнение, что «бисмиллях» в начале приема пищи является обязательной, поскольку Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повелел её произносить.

Автор говорит:

«и завершить его с возданием хвалы Аллаху»

То есть восхвалить Аллаха, всемогущ Он и велик, после завершения приема пищи словами «Аль-хамду ли-Ллях». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил после трапезы:

الحَمْدُ لِلَّهِ كَثِيرًا طَيِّبًا مُبَارَكًا فِيهِ

«Хвала Аллаху многая, благая и благословенная (Аль-хамду ли-Лляхи кясиран, тайибан, мубаракян фи-хи)».

— Аль-Бухари (5458).

Тем самым восхваляя Аллаха словами, пришедшими в Сунне.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

إنَّ اللَّهَ لَيَرْضَى عَنِ العَبْدِ أَنْ يَأْكُلَ الأكْلَةَ فَيَحْمَدَهُ عَلَيْهَا، أَوْ يَشْرَبَ الشَّرْبَةَ فَيَحْمَدَهُ عَلَيْهَا

«Поистине, Аллах обязательно останется доволен (таким Его) рабом, который (станет) воздавать Ему хвалу за (каждый) съеденный им кусок и за (каждый) сделанный им глоток».

— Муслим (2734).

Басмала является обязательной, о восхваление Аллаха – желательным.

Разница между ними заключается в том, что строгое повеление передано относительно басмалы, в отличие от восхваления.

Относительно восхваления Аллаха после еды нет прямого повеления, и оно является лишь поступком Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Вам понятно?

Относительно басмалы он сказал:

«О мальчик! Произнеси бисмиллях».

— Муслим (2022), аль-Бухари (5376).

И также сказал:

«Принимаясь за еду пусть каждый из вас помянет имя Аллаха»

— Ат-Тирмизи (1858), Абу Дауд 3767, Ахмад (6/143, 207-208, 246)[2].

А что касается восхваления Аллаха после еды, то на это указывает только действие Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и побуждение словами:

«Поистине, Аллах обязательно останется доволен (таким Его) рабом, который (станет) воздавать Ему хвалу за (каждый) съеденный им кусок».

— Муслим (2734).

Автор сказал:

«принимать пищу правой рукой»

Из его слов понятно, что приём пищи правой рукой является желательным, и нет проблем, если принимать пищу левой рукой, однако в этом случае человек оставил желательное. Этого мнения придерживаются некоторые ученые, да помилует их Аллах, то есть — что приём пищи правой рукой является желательным, а не обязательным. Этого мнения придерживается большинство ученых.

Второе мнение заключается в том, что приём пищи правой рукой является обязательным, а доказательством его обязательности является то, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приказал это, сказав:

«О мальчик! Произнеси бисмиллях, ешь правой рукой и то, что перед тобой».

— Муслим (2022), аль-Бухари (5376).

Это первое.

Второе – то, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил обратное, сообщив, что шайтан принимает пищу и пьет воду левой рукой.

Приём пищи и питье воды левой руки есть уподобление шайтану и следование по стопам шайтана. Аллах, всемогущ Он и велик, сказал:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا تَتَّبِعُوا خُطُوَاتِ الشَّيْطَانِ ۚ وَمَن يَتَّبِعْ خُطُوَاتِ الشَّيْطَانِ فَإِنَّهُ يَأْمُرُ بِالْفَحْشَاءِ وَالْمُنكَرِ ۚ

«О те, которые уверовали! Не следуйте по стопам дьявола. А если кто следует по стопам дьявола, то ведь он призывает к мерзости и предосудительному».
[Сура «Ан-Нур», аят 21]

И третье, что указывает на запрет (приёма пищи левой рукой), то, что один человек стал кушать левой рукой в присутствии Пророка, да благословит его Аллах и приветствует и Пророк сказал ему:

(( كُلْ بِيَمِينِكَ)) قَالَ: لاَ أَسْتَطِيعُ . قَالَ: (( لاَ اسْتَطَعْتَ ))! مَا مَنَعَهُ إِلاَّ الكِبْرُ ! فَمَا رَفَعَهَا إِلَى فِيهِ

««Ешь правой!» (Этот человек) сказал: «Я не могу!», — и тогда (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Да не сможешь ты (и впредь)!», — (так как) ничто не мешало ему, кроме высокомерия, и (этот человек действительно больше уже) не мог поднимать ко рту (свою правую руку).»

— Ахмад (4/45, 46, 50), Муслим (2021), Ибн Хиббан (6512, 6513). См. «Мишкатуль-масабих» (5904).

Это было наказанием для него, а наказание бывает только за совершение запретного.

Если мы возьмем правило и скажем, что приём пищи левой руки относится к высокомерию, то это будет одним из больших грехов. Поэтому, мы говорим, что приём пищи правой рукой является обязательным.

Человек обязан есть и пить правой рукой. Однако если есть уважительная причина, позволяющая есть и пить левой рукой, то в этом нет проблем. Допустим, есть уважительная причина – на правой руке имеется рана или гипс и так далее, что не позволяет человеку есть и пить правой рукой, то нет проблем в том, чтобы есть и пить левой рукой.

Автор, да помилует его Аллах сказал:

«принимать пищу правой рукой и из того, что находится впереди, если вся еда одинакова».

Он сказал «из того, что находится впереди», поскольку Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«О мальчик! Произнеси бисмиллях, ешь правой рукой и то, что перед тобой».

— Муслим (2022), аль-Бухари (5376).

Автор сказал:

«если вся еда одинаковая»

А если еда разного вида, то нет проблем, если брать её с разных сторон (стола). Если на столе три вида еды – хлеб, финики, и так далее, то нет проблем если человек будет есть из того, что находится не перед ним, если такой еды нет перед ним. На это указывает хадис Анаса, да будет Аллах, доволен им, что, когда Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, пригласили поесть, он брал ломтики тыквы со своего края блюда. Этот поступок обязывает есть из края, что находится перед тобой.

Автор сказал:

«Не следует есть из середины посудины, следует брать еду с краев».

Это также является желательным. Не следует есть с середины посудины, и следует брать еду с краев, поскольку Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, когда ему принесли блюдо с едой:

البَرَكَةُ تَنْزِلُ وسَطَ الطَّعَامِ ، فَكُلوا من حافَتَيْهِ ، ولا تَأْكُلوا من وسَطِهِ

«Благодать (барака) ниспосылается на середину пищи, ешьте же с её краев (с края) и не ешьте с её середины».

— Абу Дауд (3772) и ат-Тирмизи (1805), который сказал: «Хороший достоверный хадис»[3].

Автор, да помилует его Аллах, сказал:

«Также при отмеривании»

То есть при отмеривании продуктов питания, нужно начинать с краев, а не с середины, поскольку в этом больше благодати.

Автор сказал:

«поскольку в этом больше благодати и так приводится в книге «Ас-сунан»».

Диктор: Затем автор, да помилует его Всевышний Аллах, сказал:

«Не следует дуть на горячую или холодную еду, и не является нежелательным есть и пить стоя, нежелательно делать это облокотившись на бок».

Шейх: Автор сказал:

«Не следует дуть на горячую еду …»

Это чтобы остудить её и

«… на холодную еду».

Чтобы подогреть её.

Дуть могут как на горячую еду, так и на холодную, хотя на холодную дуют реже, чем на горячую, ибо на горячую еду люди дуют чаще.

Автор сказал:

«Не следует дуть на горячую или холодную еду»

Потому что это хуже, чем дыхание в сосуд. Если Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил дышать в сосуд, то дуть на еду запрещено тем более. В хадисе ясно сказано об этом. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил людям дышать в сосуд или дуть в него[4]. Мудрость заключается в том, что при этом в сосуд могут попасть слюны или другие неприятные вещи, и когда человек дует или дышит в сосуд, это может привести к тому, что другим людям станет неприятно есть или пить из него после него.

Автор сказал:

«Не следует дуть на горячую или холодную еду»

Однако некоторые ученые, да помилует их Аллах, разрешили дуть в сосуд с горячей водой (или едой), чтобы остудить её, при соблюдении некоторых условий:

  • Первое условие – если в этом есть необходимость;
  • Второе условие – чтобы после него никому не нужно было использовать этот сосуд.

Ученые сказали, что если есть необходимость и человек знает, что после него никто не будет пользоваться этим сосудом, то тогда нет проблем, можно в него дуть, потому что отсутствуют причины запрета: отвращение других людей, их неприязнь и так далее.

Приведем пример, сейчас имеются бумажные стаканы, в которые наливают чай или кофе, и при их использовании отсутствуют причина запрета, потому что этими стаканами человек пользуется только один раз. И если человек подует в них по необходимости, то в этом нет проблем, ибо этим стаканом после него никто не будет пользоваться.

Диктор: Автор сказал:

«нет нежелательности есть и пить стоя, нежелательно делать это лежа на боку».

Шейх:

«Нет нежелательности есть и пить стоя»

По этому вопросу существуют разные мнения, учитывая то, что от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, передаётся запрет. Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, запретил пить стоя и сказал:

لا يَشْرَبَنَّ أحَدٌ مِنكُم قائِمًا

«Пусть никто из вас не пьет стоя!»

— Муслим (2026)[5].

Некоторые ученые считают, что пить стоя запрещено, однако мнение о том, что нет абсолютно никакой нежелательности или о категоричном запрете является слабым.

Правильно то, что есть и пить стоя является нежелательным, если нет необходимости. Если есть необходимость пить стоя или есть стоя, то нет в этом никаких проблем.

Доказательством того, что пить стоя по необходимости разрешено, является то, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, выпил воду замзам стоя, хотя не было никакой необходимости стоять, и это при том, что он запретил есть и пить стоя.

Объединяя его запрет и поступок, мы понимаем, что запрет не категоричный, ибо шариатское правило гласит, что если Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запрещает что-либо, а затем сам это совершает, то это указывает на то, что под его запретом подразумевается нежелательность, или его поступок означает, что это дозволено. Указывает либо на нежелательность, либо на дозволенность. Это мнение, то есть что пить стоя разрешено, если есть необходимость, выбрала группа ученых, в числе которых Хафиз ибн Хаджар, да помилует его Аллах, в книге «аль-Фатх». Поэтому он, да помилует его Аллах, сказал:

«Если захочешь пить, то садись – ты преуспеешь,

За следование чистой Сунне жителей Хиджаза,

Пить стоя разрешил он своим поступком,

Однако этим он показал дозволенность.»

То есть он сказал:

«Если захочешь пить, то садись – ты преуспеешь,

За следование чистой Сунне жителей Хиджаза,

Пить стоя разрешил он своим поступком,

Однако этим он показал дозволенность.»

Чтобы пояснить, что запрет был не категоричный, и указывал лишь на нежелательность.

Диктор: Затем автор, да помилует его Аллах, сказал:

«и если напиток или…»

Шейх:

И нежелательно делать это лежа на боку, то есть принимать пищу и пить, лежа на боку. Потому что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

لاَ آكُلُ مُتَّكِئاً

«Я не ем, облокотившись на бок».

— Аль-Бухари (5398), Абу Дауд (3769)[6].

Запретное облокачивание – это если человек может упасть, если убрать то, на что он опирается. Вы поняли?

К примеру, облокотившийся на стул, если убрать стул – человек упадет, это и есть облокачивание. Если же человек слегка опирается на что-либо, и не упадет, если убрать эту вещь, или его положение совсем не изменится, то это не считается запретным облокачиванием, поскольку в этом случае человек не опирается на что-либо.

«Иттикаъа» – значит опереться на что-либо, и «муттакиъ» – этот тот, кто опирается на подушку, на бок и тому подобное.

Правилом запретного облокачивания является, чтобы человек упал, если убрать то, на что он опирается.

Откуда мы взяли это правило? Мы взяли его из слов факихов, сказанных относительно стояния в молитве. Они сказали, что стояние в молитве – это один из её столпов, и молящийся обязан стоять в молитве, не опираясь и не облокачиваясь на что-либо. Если молящийся опирается или облокачивается на что-то таким образом, что он может упасть, если убрать эту опору, то это положение не считается стоянием. Если человек опирается на что-либо и может упасть, если убрать эту опору, то это не является стоянием, если только не будет уважительной причины: болезнь и тому подобное.

Диктор: Автор, да помилует его Аллах, сказал:

«И если напиток или кусок еды передается дальше, то следует передать его тому, кто находится справа. Так поступал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует».

Шейх:

Если напиток или кусок еды передается дальше, то следует передать его сначала тому, кто находится справа. Так поступал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Доказательством этому является то, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, когда ему принесли молоко, разбавленное водой, сделал так. Справа от него сидел один бедуин, а слева – Абу Бакр, и выпив молоко Пророк передал его бедуину со словами: «Следует передавать сидящим справа»[7], — то есть он не передал его Абу Бакру и дал предпочтение тому, кто сидит справа, перед тем, кто сидит слева. И нет в этом поступке никакого противоречия с велением Шариата давать предпочтение старшим.

В хадисе Хувайса и Мухайиса сказано: «Уважайте старшего по годам»[8], также Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, касаемо сивака сказал: «Передавайте его старшему», то есть противоречия в хадисах, где говорится о том, что следует передавать сосуд вправо, и о том, что следует давать предпочтение старшим.

Мы говорим: вправо следует передавать, если люди сидят справа и слева, если справа и слева не будет никого, то следует передавать сначала старшему. Вам понятно? Если справа и слева от вас сидят люди, то вам следует передавать вправо, даже если слева сидит человек постарше. Если же справа и слева нет никого, люди сидят перед тобой, то следует передать кому? Старшему по годам. Поняли?

Вы выпили из сосуда и справа от вас сидит юноша, а слева – шейх, сосуд нужно передавать вправо, однако если они оба сидят впереди, то передавать сосуд нужно кому? Старшему, поскольку Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

كبِّر كبِّر

«Уважайте старших»[9].

©Перевод
Wasat Media
  • [1]

    Также Ибн Маджах (3264), ад-Дарими (2020), Ибн Хиббан (5214), ат-Таялиси (1566), аль-Хаким (4/108), аль-Байхакъи (7/276), ат-Тахави в «аль-Мушкиль» (2/21).

  • [2]

    Ибн Маджах (3264), ад-Дарими (2020), Ибн Хиббан (5214), ат-Таялиси (1566), аль-Хаким (4/108), аль-Байхакъи (7/276), ат-Тахави в «аль-Мушкиль» (2/21).

  • [3]

    Также этот хадис передали Ахмад 1/364, Ибн Маджах 3277, ан-Насаи в «Сунан аль-Кубра» 6762, Ибн Хиббан 5245 и аль-Хаким 4/116.

  • [4]

    Ат-Тирмизи (1888), сказавший: «Хороший достоверный хадис», Ахмад (1/220, 309, 357), Абу Дауд (3728), Ибн Маджах (3428 и 3429), аль-Хаким (4/138), аль-Байхакъи (7/284), ад-Дыяъ аль-Макъдиси в «аль-Мухтара» (65/63/2).

  • [5]

    См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» (7718), «ас-Сильсиля ас-сахиха» (1/337), «Да’иф аль-Джами’ ас-сагъир» (6352), «ас-Сильсиля ад-Да’ифа» (927), «Тахридж Мишкатуль-масабих» (4196), «ат-Та’ликъат ар-радыййа» (3/97).

  • [6]

    Также Ибн Маджах (3662), ат-Табарани в «Му’джам аль-Аусат» (4/88). См. «Сахих Ибн Маджах» (2657), «Мухтасар аш-Шамаиль» (106).

  • [7]

    Аль-Бухари (2352), Муслим (2029), Абу Дауд (3726), ат-Тирмизи (1893), Ибн Маджах (3425), Ибн Хиббан (5333, 5334, 5336, 5337), Абу Ну’айм в «Хильятуль-аулияъ» (3/427). См. «Сахих аль-Джами ас-сагъир» (2807), «Сахих Ибн Маджах» (2782).

  • [8]

    Аль-Бухари (6142).

  • [9]

    В «Сахих ан-Насаи» (4732). У аль-Бухари (6142) приходит в такой формулировке - كَبِّرِ الكُبْرَ

Новое на сайте