Главы об этикете и нравственных качествах
Толкование: Шейх Сами Сукъайр.
Тема: «Правила посещения мероприятий (ответ на приглашения)».
✻✻✻
Диктор:
«Желательно ответить на свадебное приглашение и не обязательно принимать приглашение на праздник обрезания, ибо он является нововведением, и если человек пришел на свадебное празднество, то он не обязан там кушать. Если покушает, то хорошо, если нет, то следует помолиться за молодых и вернуться.»
Шейх: Автор сказал:
«Желательно ответить на свадебное приглашение»
Поскольку Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
إذا دُعِيَ أحدُكُمْ إلى وَلِيمَةِ عُرْسٍ فلْيُجِبْ
«Если кого-то из вас пригласили на свадебное празднество (валима), вы должны принять приглашение».
— Муслим (1429) и Ибн Маджах (1914)[1].
И также он сказал:
إذا دَعا أحَدُكُمْ أخاهُ فَلْيُجِبْ عُرْساً كانَ أوْ نَحْوِهِ
«Если кого-то из вас пригласит его брат (в Исламе), пусть отвечает (на приглашение), будь это свадьба или что-то подобное».
— Ахмад (2/146) и Абу Дауд (3738)[2].
Слова автора:
«Желательно ответить на свадебное приглашение»
— ясно указывают на то, что принять приглашение является желательным, а не обязательным, и это одно из двух мнений по поводу данного вопроса. Второе мнение гласит, что ответить на свадебное приглашение является обязательным, поскольку Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кого-то из вас пригласили на свадебное празднество (валима), вы должны принять приглашение». И также сказал: «Если вас пригласили на празднество, то вы должны ответить, будь это приглашение на свадьбу или куда-либо еще». Также он сказал:
شَرُّ الطَّعامِ طَعامُ الوَليمةِ؛ يُمنَعُها من يأتيها، ويُدعَى إليها مَن يأباها، ومن لم يُجِبِ الدَّعوةَ فقد عصى اللهَ ورَسولَه
«Наихудшее угощенье – это свадебное угощенье, к которому пригласили богатых людей, но в котором отказали людям обездоленным. Тот, кто не ответил на приглашение, тот оказал неповиновение Аллаху и Его Посланнику».
— Муслим (1432)
Это мнение – мнение о том, что обязательно нужно принимать приглашение на празднество, является мазхабом большинства ученых, да помилует их Аллах. Большинство ученых считает, что отвечать на свадебное приглашение – обязательно. Однако, отвечать на приглашение нужно в соответствии с некоторыми условиями:
Условия ответа на приглашение
- Первое условие – чтобы приглашение было со стороны мусульманина.
Если приглашает на празднество неверующий, то отвечать на это приглашение не обязательно. Однако запрещено это, нежелательно или разрешено? Это зависит от обстоятельств. Иногда принимать приглашение неверующего – обязательно, в случае если позовут для призыва к Исламу; иногда – запрещено, в случае если человек боится за свою жизнь; и иногда – разрешено. - Второе из условий, когда принимать приглашение становится обязательным – чтобы приглашение было получено в первый день.
Если пригласили на второй или третий день, то принимать его не обязательно. От Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сообщается, что он сказал:
«Угощение в первый день – это обязанность, на второй день – это Сунна, а на третий день – это похвала (желание покрасоваться [показуха]).»[3].
- Третье из условий, когда отвечать на приглашение является обязательным – чтобы приглашающий был из числа тех, кого запрещено игнорировать.
Если приглашающий будет из тех, кого необходимо игнорировать, то отвечать на приглашение не обязательно. Те, кого обязуется игнорировать — это сторонники нововведений, призывающие к новшествам, и те, кто открыто совершают грехи. Таких людей необходимо игнорировать (или: покидать).
Мы выше говорили, что оставление человека (или: игнорирование) зависит от пользы. Если есть польза от игнорирования какого-либо человека, то следует его игнорировать, если нет – то не игнорируют, поскольку в этом больше пользы.
Это какое условие? – Третье.
- Четвертое условие – чтобы приглашающий пригласил человека персонально.
К примеру, приглашающий скажет: «О такой-то, приходи», а если человек получит общее приглашение, то отвечать на него не является обязательным. - Пятое условие – чтобы в празднестве не было ничего порицаемого.
Если есть порицаемое, то отвечать на приглашение не обязательно, и это даже не дозволено, поскольку Аллах, Всемогущ Он и Велик, сказал:
وَقَد نَزَّلَ عَلَيكُم فِي الكِتابِ أَن إِذا سَمِعتُم آياتِ اللَّهِ يُكفَرُ بِها وَيُستَهزَأُ بِها فَلا تَقعُدوا مَعَهُم حَتّىٰ يَخوضوا في حَديثٍ غَيرِهِ ۚ
«Он уже ниспослал вам в Писании, чтобы вы не садились вместе с ними, если услышите, как они не веруют в знамения Аллаха и насмехаются над ними, пока они не увлекутся другим разговором.»
[Сура «Ан_ниса», аят 140]
Также Аллах сказал:
وَإِذا رَأَيتَ الَّذينَ يَخوضونَ في آياتِنا فَأَعرِض عَنهُم حَتّىٰ يَخوضوا في حَديثٍ غَيرِهِ ۚ
«Когда ты увидишь тех, которые разглагольствуют о Наших знамениях, отвернись от них, пока они не увлекутся другим разговором.»
[Сура «Аль-Анам», аят 68]
Однако, если в празднике есть порицаемое и приглашенный может устранить это, то он обязан ответить на приглашение, чтобы устранить порицаемое.
- Шестое из условий, когда принимать приглашение обязательно, — чтобы приглашенному присутствие на празднике не причинило вреда.
Если это может причинить вред, например человек болен или имеет другую уважительную причину, то тогда отвечать на приглашение также не обязательно.
Это всё, что касается условий, когда отвечать на приглашение становится обязательным.
Автор сказал:
«И не обязательно принимать приглашение на праздник обрезания, ибо он является нововведением».
Не нужно отвечать на приглашение на праздник обрезания и другие праздники, потому что принимать приглашение на другие праздники, кроме свадьбы, не является обязательным, согласно мнению большинства ученых. Обязательно нужно принимать приглашение куда? На свадебное празднество. На остальные приглашения не обязательно отвечать.
Однако автор говорит:
«поскольку он является нововведением»
— является нововведение. Но в этом вопросе также есть разногласия, поскольку подобные праздники люди не считают видом поклонения, а поступок может называться нововведением только тогда, когда посредством него начинают поклоняться Аллаху, Всемогущ Он и Велик.
Не всё новое является нововведением, иначе мы бы говорили, что использование многих вещей, появившихся сейчас, является нововведением: ездить на машине – нововведение, писать книги – нововведение, издавать книги – нововведение, стелить ковры в мечетях – нововведение…, ибо всё это не передано от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Однако правило нововведения поможет вам понять этот вопрос.
Каково же правило?
Правило гласит:
«Любое слово, дело или убеждение, посредством которых человек стремится приблизиться к Аллаху в то время, как они не имеют основания в Шариате – являются нововведением.»
Обратите внимание: «Любое слово, дело или убеждение, посредством которых человек стремится приблизиться к Аллаху в то время, как они не имеют основания в Шариате – являются нововведением».
Сейчас, к примеру люди празднуют день обрезания. Пытаются ли они посредством этого праздника приблизиться к Аллаху? Нет. Они просто показывают радость и веселье, поэтому, некоторые ученые, да помилует их Аллах, посчитали желательным устраивать празднество по случаю любого радостного события, и это не является чем-то далеким. Желательно устраивать празднество по случаю любого радостного события, к таковым событиям относятся, например, испытание прошло успешно. Это радостное событие? Да. Человек поселился в новый дом, обрадовался этому и устроил праздник, — нет проблем. Родился мальчик – устроил праздник. Повысили по должности – устроил праздник. Если человек устроит праздник по случаю любого радостного события, то, мы говорим, что нет в этом проблем. Потому что, когда ты устраиваешь праздник по этим случаям, будешь ли ты стараться приблизиться к Аллаху посредством него и считать его поклонением? Нет.
Итак, правило нововведения, братья мои, гласит: «Любое слово, дело или убеждение, посредством которых человек стремится приблизиться к Аллаху в то время, как они не имеют основания в Шариате – являются нововведением».
Автор говорит:
«И если человек пришел на свадебное празднество, то он не обязан там кушать. Если покушает, то хорошо, если нет, то следует помолиться за молодых и вернуться».
То есть тот, кто пришел на свадебное празднество не обязан кушать там. Если покушает, то хорошо, если не покушает, то следует обратиться с мольбой за молодых и вернуться. Но это не во всех случаях. То есть не всегда можно уйти не покушав. Иногда кушать нужно обязательно, а иногда можно и не кушать.
Кушать нужно обязательно в тех случаях, если обратное может навредить пригласившему. К примеру, приглашающий очень постарался, как пришло в хадисе: «Ваш брат постарался для вас»[4]. Если пригласивший вас постарался, а вы ничего не поели, то, мы говорим, что это не разрешается, нужно обязательно поесть. Но если то, что вы не поели, не причинит никакого вреда пригласившему, к примеру, людей на свадьбе много, то в этом случае кушать не обязательно.
Приведем пример: человек пригласил на свадьбу только шесть человек, приготовил для них еду и постарался для них, а они не поели, сказав, что – «мы читали, что кушать не обязательно» -, мы говорим, что это, что? Причиняет вред! Однако если, допустим, человек пошел на свадебное празднество в зал, переполненный людьми, и ничего не поел, то в этом нет проблем, это не причинит пригласившему никакого вреда.
Автор говорит:
«Если поел, то хорошо, а если нет, то следует помолиться за молодых и вернуться»
То есть мы говорим, что в основе своей кушать на свадьбе не обязательно, и на необязательность этого указывают слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:
إذا دُعِيَ أحَدُكُمْ إلى طَعامٍ فَلْيُجِبْ فإِنْ شاءَ طَعِمَ وإن شاءَ لَمْ يَطْعَمْ
«Если кого-либо из вас пригласят на трапезу, пусть примет (приглашение). Если ему угодно, то пусть ест, а если нет — пусть не ест».
— Ахмад (3/392), Муслим (1430), Абу Дауд (3740), Ибн Маджах (1751)[5].