Правила посещения мероприятий. Часть 2

Правила посещения мероприятий. Часть 2

Главы об этикете и нравственных качествах.

Толкование: Шейх Сами Сукъайр.

Тема: «Правила посещения мероприятий». Продолжение

✻✻✻

Диктор: Затем автор, да помилует его Всевышний Аллах, сказал:

«Если человек пришёл на свадебное празднество, то ему не обязательно кушать. Если покушает, то хорошо, если нет, то следует помолиться за молодых и вернуться. Желательно принимать приглашение, если на празднике не будет забавы, порицаемого и развлечения, и если на празднестве есть что-либо запретное, то запрещено отвечать на приглашение, а если есть порицаемое, то – нежелательно.

Мужественным и уважаемым людям нежелательно спешить с ответом на приглашение на трапезу, и относиться небрежно к присутствию на не шариатских празднествах, ибо это приводит к низости и потере достоинства перед людьми.

Мусульманину желательно навещать своего брата мусульманина, присутствовать на его погребальной молитве после его смерти, и принести соболезнования его семье.

Нет ничего предосудительного в посещении мирного неверующего, ведь Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, навещал иудея и спрашивал: “Как ты чувствуешь себя, о иудей?”».

Шейх: Автор, да помилует его Аллах, сказал:

«Если человек пришел на свадебное празднество, то ему не обязательно кушать. Если покушает, то хорошо, если нет, то следует помолиться за молодых и вернуться».

На прошлом уроке мы говорили, что кушать нужно обязательно, если обратное причиняет вред пригласившему. Если это не причиняет вреда, то можно не кушать, поскольку Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Если захочет, пусть ест, а если нет, то пусть не ест».

— Ахмад (3/392), Муслим (1430)[1].

Автор сказал:

«Желательно ответить на приглашение».

Слово «желательно», мы также выше говорили, что отвечать на свадебное приглашение нужно обязательно при соблюдении шести вышеупомянутых условий.

«Если не будет забавы, порицаемого и развлечения»

Об этом мы также говорили выше, что условием для принятия приглашения является отсутствие на празднике порицаемого.

«…и если на празднестве есть что-либо запретное, то запрещено отвечать на приглашение, а если есть порицаемое, то – нежелательно».

Автор сказал:

«Мужественным и уважаемым людям нежелательно спешить с ответом на приглашение на трапезу, и относиться небрежно к присутствию на не шариатских празднествах».

Мужественным и уважаемым людям нежелательно спешить с ответом на приглашение на трапезу, то есть принимать все приглашения на трапезу.

«И относиться небрежно к присутствию на не шариатских празднествах, поскольку это приводит к унижению его достоинства и потере мужества перед людьми».

Однако это не во всех случаях, как сказал автор, поскольку руководство Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, было таким, что он отвечал на приглашения, и сказал:

لَوْ دُعِيتُ إلى ذِراعٍ أوْ كُراعٍ لَأَجَبْتُ،

«Если меня пригласят поесть лопатку или ножку [переднюю или заднюю баранью ножку], то я обязательно приму приглашение».

— Аль-Бухари (2568).

Но, возможно, автор говорит о том случае, когда человек спешит ответить на приглашение на нерелигиозное празднество. Что касается шариатских празднеств: свадебное празднество или праздник по случаю заучивания Курана, или на праздники школ по заучиванию Курана, и так далее, на праздники, отвечающие условиям Шариата, то отвечать на приглашение туда желательно, поскольку это оказывает поддержку организаторам подобных праздников. Что касается не шариатских празднеств, то человеку следует посмотреть на то, что более полезно. Поэтому, отвечать на приглашение, если человек опасается, что частое хождение по праздникам принизит его достоинство и честь перед людьми, то он может ходить на праздники как можно реже. В противном случае руководство Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, было таким, что он отвечал на приглашения.

На это указывают слова автора, да помилует его Аллах:

«Ибо это приводит к низости и потере достоинства перед людьми»,

… поскольку люди теряют уважение к тому, кто часто сталкивается и встречается с ними. Поэтому говорят:«Чем больше встреч, тем меньше чувств».

©Перевод
Wasat Media
  • [1]

    Также Абу Дауд (3740), Ибн Маджах (1751), ‘Абд ибн Хумайд в «аль-Мунтахаб» (116/1) и ат-Тахави в «аль-Мушкиль» (4/148). Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» (537), «Сильсиля ас-сахиха» (347).

Новое на сайте