Главы об этикете и нравственных качествах.
Толкование: Шейх Сами Сукъайр.
Рассматриваемые темы:
- Посещения заболевшего;
- Присутствие на погребальной молитве;
- Посещение неверующих.
Посещение больного
Автор сказал:
«Мусульманину желательно навещать своего брата мусульманина, присутствовать на его погребальной молитве после его смерти…»
Слова автора ясно указывают на то, что навещать мусульманина и присутствовать на его погребальной молитве является желательным. Этого мнения придерживаются некоторые ученые, да помилует их Аллах. То есть, что посещать больного и присутствовать на погребальной молитве желательно. Это – мазхаб большинства ученых.
Существует также второе мнение в этом вопросе, и гласит оно, что навещать больного – это коллективная обязанность, и также присутствие на погребальной молитве. Присутствие на погребальной молитве и посещение больного относятся к коллективным обязанностям. Если один человек посетит их, то от всех остальных отпадает грех. Это перевешивающее мнение, и его выбрал шейхуль Ислям Ибн Теймийа, да помилует его Аллах.
Хотя посещение больного обязательно. То есть если один из мусульман заболел, то другие мусульмане обязаны навещать его, а если он умрёт, мусульмане обязаны присутствовать на его погребальной молитве, поскольку Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сделал это обязанностью мусульманина перед другими мусульманами. Он сказал:
وَإِذَا مَرِضَ فَعُدْهُ ، وَإِذَا مَاتَ فَاتَّبِعْهُ
«А если он заболеет, то навещайте его, а если он умрёт, то проводи его (в последний путь)».
— Аль-Бухари (1240), Муслим (2162)[1].
Тому, кто навещает больного, в первую очередь, следует быть искренним ради Аллаха, всемогущ Он и велик, по отношению к этому больному. Во-вторых, следует спрашивать его о состоянии здоровья и о шариатском положении, поскольку некоторые больные иногда не знают шариатское постановление, касающееся его состояния. Поэтому посетитель, особенно если это человек, обладающий знаниями, должен спрашивать больного об очищении, о молитве, о посте, ведь некоторые больные перестают очищаться водой, хотя имеют возможность пользоваться ею, и совершают тайаммум (очищение пылью); также некоторые больные утруждают себя и очищаются водой, хотя в их положении этого делать не нужно. Также молитва. Некоторые больные пропускают молитву в дни болезни, особенно если они лежат в больнице, утверждая, что не имеют возможности очищаться, не имеют возможности очиститься от нечистот, и приводят многие другие оправдания. Это не разрешается, и, если бы больной не был незнающим, он бы получил за всё это грех. Поэтому посещающий больного должен спрашивать его о молитве, очищении, должен открывать для него двери надежды, говорить, что его болезнь излечима, что с каждой болезнью Аллах ниспослал и исцеление от неё, которое знает тот, кто знает, и не знает тот, кто не знает; также нужно повелевать ему не упускать время зря, пока он болеет, чтобы он использовал свое время, совершая то, что приблизит его к Аллаху: обращаясь к Нему с мольбой, поминая Его, читая Куран и так далее.
Присутствие на погребальной молитве
«Присутствовать на его погребальной молитве, когда он умрёт»
Это деяние имеет великое достоинство. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
مَنْ شَهِدَ الجَنَازَةَ حَتَّى يُصَلَّى عَلَيْهَا، فَلَهُ قِيراطٌ، وَمَنْ شَهِدَهَا حَتَّى تُدْفَنَ، فَلَهُ قِيرَاطَانِ. قِيلَ: وَمَا القِيرَاطانِ؟ قَالَ: مِثْلُ الجَبَلَيْنِ العَظِيمَيْنِ
«Кто совершил погребальную молитву, тому достанется один карат награды, а кто остался до конца погребения, получит два карата награды». Его спросили: «О Посланник, а что такое два карата», — на что он ответил: «Они подобны двум огромным горам, меньшая из которых подобна горе Ухуд».
— Аль-Бухари (47, 1325), Муслим (945)[2].
«И принести соболезнование его семье».
Та’зия (التعزية) – в значении такъвия (التقوية) – поддержка.
Соболезновать – то есть поддержать и призвать к терпению. Соболезновать – это поддержать человека, чтобы он смог перенести это горе. Поддержать человека, чтобы он перенёс это горе с терпением и надеждой на награду от Аллаха, всемогущ Он и велик. Соболезнование человеку также относится к коллективной обязанности. Но как следует соболезновать человеку?
Наилучшее соболезнование – это то, что сообщается в хадисе Усамы ибн Зайда, да будет Аллах доволен им, передавшего, что одна из дочерей Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, прислала ему весть о том, что её ребенок испустил дух и умер, и так он сказал:
«Прикажите ей проявить терпение и надеяться на награду Аллаха, вед Аллаху принадлежит то, что Он забрал, и то, что Он оставил», а в другой версии: «И то, что Он даровал. И все у Него имеет свой назначенный срок».
— Аль-Бухари (1284) и Муслим (923).
Эти предложения – лучшее соболезнование человеку:
لِلَّهِ ما أخَذَ وله ما أعْطَى، وكُلُّ شيءٍ عِنْدَهُ بأَجَلٍ مُسَمًّى
«Аллаху принадлежит то, что Он забрал, и Ему принадлежит то, что Он даровал. И всё у Него имеет свой назначенный срок».
Также можно сказать: «Да увеличит Аллах вашу награду», «Да облегчит Аллах ваше горе», «да помилует Аллах ваших покойных» и подобные приятные слова.
Посещение неверующих
Автор сказал:
«Нет ничего предосудительного в посещении мирного неверующего, ибо Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, также посещал иудея и спрашивал его: “Как твое самочувствие о иудей?”[3]».
Нет проблем в посещении мирных неверующих, и особенно это касается тех случаев, когда от этого есть польза: надежда на то, что он примет Ислам, удержать его от зла, и тому подобное. Мы говорим, что в основе своей посещать мирных неверующих разрешено. Иногда это может быть даже обязательно, желательно, запрещено или нежелательно, в зависимости от пользы. Допустим, есть надежда, что посещение такого больного может привести его к Исламу, в этом случае навестить его обязательно, ибо это обязательный призыв. Если посещение такого больного удержит его от совершения зла и причинения вреда мусульманам, к примеру, больной послушается этого посетителя, в таком случае навестить его тоже нужно обязательно. Если человек опасается за себя, если он навестит этого мирного неверующего, что больной окажет влияние на его религию или на его убеждения, то в этом случае навещать его запрещено.