Главы об этикете и нравственных качествах
Толкование: Шейх Сами Сукъайр
Тема: «Правила отхода ко сну»
✻✻✻
Диктор: Затем автор, да помилует его Всевышний Аллах, сказал:
«Глава: кто вознамерится отойти ко сну, тому следует закрыть дверь, завязать бурдюк, закрыть сосуд и потушить свет, то передается в книге «ас-Сунан» от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует».
Ахмад, да будет Аллах доволен им, посчитал нежелательным мытье рук перед приемом пищи, однако в хадисе сообщается о том, что для этого следует мыть руки, и быть может, этот хадис для Ахмада, да будет Аллах доволен им, является недостоверным.
Шейх: Автор говорит:
«кто вознамерится отойти ко сну, тому следует закрыть дверь, завязать бурдюк, …»
«Кто желает отойти ко сну…»[1], внешний смысл хадиса указывает на сон в любое время суток – днем или ночью, однако мы далее поясним, что здесь имеется в виду именно ночной сон.
«Закрыть дверь»
Поскольку Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повелел это словами:
أغلقوا الأبواب
«Закрывайте двери».
— Ахмад (5/82), ат-Табарани, аль-Хаким (1/186).
Чтобы защитить себя, свое имущество и свою честь, чтобы никто не смог напасть и притеснить человека. Если двери дома открыты, то нечестивцы могут напасть на человека, и также могут войти дьяволы и причинить человеку вред.
Автор сказал:
«завязать бурдюк»
«Аль-викаъ» – это завязывание, завязать что-либо веревкой. Сюда относятся слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, относительно находки:
«Сохрани кошелек и веревочку от него».
— Бухари (2426), Муслим (1723).
Кошелек, то есть мешочек, в который ставятся деньги, и веревочку, которой завязывают этот мешочек.
«Завязывать бурдюк» — означает завязать веревкой, зачем? Чтобы в него не попали вещи, которые могут навредить человеку: насекомые и так далее, поэтому Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приказал завязать бурдюк.
Автор сказал:
«закрыть сосуд»
То есть сосуд, из которого едят, или сосуд, в котором хранится еда и напитки, поскольку Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Закрывайте сосуд».
— Ахмад (5/82), ат-Табарани, аль-Хаким (1/186).
Также в Сунне от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, пришло, что мудрость этого заключается в том, что раз в году ниспосылаются болезни[2], то есть от Аллаха, всемогущ Он и велик, с небес, и эти болезни попадают в любой не закрытый сосуд. Поэтому в первую очередь мудрость закрытия посуды с едой заключается в защите от попадания насекомых, грязи, и так далее; и во вторую очередь – защита от попадания в нее этих болезней. Также в третью очередь, чтобы шайтан не воспользовался тем, что в этой посуде.
Автор сказал:
«погасить лампу»
Лампа – это то, от чего исходит свет, сияние, и на сегодняшний день это электрические лампочки. Что касается ламп, то Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил оставлять дома огонь во время сна. Он сказал:
لاَ تَتْرُكُوا النَّارَ فِي بُيُوتِكُمْ حِينَ تَنَامُونَ
«Не оставляйте огонь в ваших домах, когда вы спите».
— Аль-Бухари (6293) и Муслим (2015).
Поскольку иногда это может стать причиной порчи имущества, иногда возможно, что мышка заденет фитиль и сожжет тех, кто живет в доме. Поэтому мы говорим, что человеку запрещено спать, оставив рядом горящий огонь. К примеру, некоторые люди могут спать с зажженной свечой, которая может закончиться полностью, — так делать запрещено. Если же огонь не пылает, например, электрическая лампа, то она не запрещена, поскольку лампа не считается огнем.
Автор говорит:
«Потушить свет, так приведено в книге “сунан” от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует».
Автор сказал:
«Ахмад посчитал нежелательным мытье рук перед приемом пищи, хотя в хадисе передано о мытье рук перед едой, но возможно этот хадис у Ахмада является недостоверным».
Автор говорит:
«Ахмад посчитал нежелательным мытье рук перед приемом пищи,»
Потому что это не передано в Сунне и это является уподоблением неарабам.
Автор сказал:
«хотя в хадисе передано о мытье рук перед едой,»
Этот хадис гласит о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
بَرَكةِ الطَّعامِ الوضوءُ قبلَهُ والوضوءُ بعدَهُ
«Барака (благодать) еды заключается в омовении перед едой и после неё»[3].
Здесь слово «омовение» несет языковое значение, а не шариатское, и под ним подразумевается мытье рук перед едой.
Автор сказал:
«но возможно этот хадис у Ахмада является недостоверным.»
Поэтому мы говорим, что мытье рук до и после еды относится к желательным действиям, нужно чистить руки и следовать тому, что пришло в хадисе.
Диктор: Автор да помилует его Всевышний Аллах, сказал:
«Желательно мыть руки и избавить их от неприятного запаха, и особенно желательно делать это перед сном, ибо Пророк предостерегал от этого из-за насекомых».
Шейх: Автор сказал:
«Желательно мыть руки и избавить их от неприятного запаха,»
«Аз-зухам» — это жир или запах еды, которые остаются на руках. Понятно? Таково значение слова «зухам».
«Желательно мыть руки и избавить их от неприятного запаха», то есть отмыть руки от жира и запаха. Потому что когда человек спит с жирными и пахнущими едой руками, то насекомые могут навредить ему. Также, если человек не спит, людям может быть неприятно приветствовать за руки того, чьи руки запачканы маслом и пахнут плохо. Поэтому мы говорим, что отмыть руки от запаха и грязи является желательным действием, будь-то человек спит или бодрствует. Если спит, то, чтобы насекомые не навредили.
Допустим, человек поел и на его руках остались масло или запах, он пошел спать, и пока он спит может появиться крыса и укусить его, укусить сильно, подумав, что его рука – это еда. Во избежание таких неприятностей следует вымыть руки.
Также если человек не спит, то наличие на руках грязи или запаха может стать причиной неприязни людей. Это может вызвать в них неприязнь после приветствия за руку.
Автор говорит:
«… особенно это желательно перед сном,»
Перед сном еще больше желательно мыть руки.
Автор говорит:
«Ибо Пророк предостерегал от этого из-за насекомых».
В хадисе сказано:
من نام وفي يدهِ غمرٌ ولم يغسلْهُ فأصابه شيءٌ ، فلا يلومنَّ إلَّا نفسَه
«Кто ляжет спать с жирными немытыми руками, а потом его постигнет какая-либо болезнь, то пусть он обвиняет только самого себя».
— Абу Дауд (3852), Ахмад (7569), Ат-Тирмизи (1860), Ан-Насаи в «Сунан аль-Кубра» (6905) и ибн Маджах (3297).