Правила бесед в собрании

Правила бесед в собрании

Главы об этикете и нравственных качествах

Толкование: Шейх Сами Сукъайр.

Тема: «Правила бесед в собрании».

✻✻✻

Диктор: Затем автор, да помилует его Всевышний Аллах, сказал:

«Глава: запрещено двоим из троих тайно переговариваться друг с другом без третьего, поскольку это приводит к отчуждению и разбивает сердце».

Шейх:

«Запрещено двоим из троих тайно переговариваться друг с другом без третьего, поскольку это приводит к отчуждению и разбивает сердце».

Также запрещено троим из четырех тайно переговариваться друг с другом без четвертого, или четырем их пяти без пятого, и так далее. Вы поняли? Причина одна и та же. Доводом этого запрета являются слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:

إذا كانَ ثلاثةٌ جميعًا ، فلا يتَناجَ اثنانِ دونَ الثَّالِثِ

«Если трое соберутся вместе, пусть двое (из них) не перешёптываются без присутствия третьего»[1].

Потому что это печалит третьего, и по этой причине двоим не разрешено перешептываться втайне от третьего, или троим втайне от четвертого.

Автор говорит:

«Потому что это приводит к отчуждению»

И оставшийся в стороне может плохо подумать, что эти двое перешептывающихся измышляют для него зло, или говорят о нем, и тому подобное.

Допустим трое сидят на одном собрании, затем двое отошли в сторонку, не попросив разрешения у третьего, и стали тайно перешептываться друг с другом. Это приводит к одиночеству оставшегося на месте, и шайтан может внушить ему, что эти двое измышляют для него неладное, или говорят о нем и так далее. Ведь шайтан передвигается по жилам сынов Адама.

Если только двое не попросят разрешения у третьего, ибо если они попросят разрешения отойти для личного разговора, и так далее, то в этом случае нет никаких проблем.

Из слов «не разрешается двоим перешептываться в тайне от третьего» мы можем понять, что двоим разрешается перешептываться тайно, если на собрании более одного человека. Допустим, к примеру, что на собрании сидит десять человек, и двое станут перешептываться втайне от остальных восьмерых, то в этом также нет проблем, поскольку это не приводит к тому, что восемь человек останутся в одиночестве, и не приводит к смуте, которая может возникнуть в том случае, если двое станут перешептываться в тайне от третьего.

©Перевод
Wasat Media
  • [1]

    От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, «Муснад» имама Ахмада (16/251). Ахмад (8598). Шейх аль-Албани в «ас-Сильсиля ас-сахиха» (3/391). Есть похожий хадис от ‘Абдуллы ибн ‘Умара, да будет Аллах доволен ими обоими, который приводит Малик (3/151-152), а от него аль-Бухари (11/68). Также и такой хадис «Пусть двое не перешёптываются, оставив одного (третьего)», который приводит Малик (3/151), и Ибн Маджах (2/415) и Ахмад (2/9, 60, 62, 73 и 79) по путям от него.

Новое на сайте