Некоторые правила собрания

Некоторые правила собрания

Главы об этикете и нравственных качествах

Толкование: Шейх Сами ас-Сукъайр.

Тема: «Некоторые правила собрания».

✻✻✻

Диктор: затем автор, да помилует его Всевышний Аллах, сказал:

«Глава: Поднимаясь с собрания следует произнести:

/Субхана-кя Аллахумма, ва би-хамди-кя, ашхаду алля иляха илля Анта, астагфиру-кя ва атубу иляй-кя/

«Пречист Ты Аллах, и хвала Тебе, свидетельствую, что нет никого достойного поклонения кроме Тебя, прошу прощения у Тебя и каюсь Тебе».

Это будет искуплением для тех, кто находится в маджлисе.

Нежелательно садиться в тени минарета, подметать дом тряпкой и пить из сосуда с брешью.

Это краткое изложение правил этикета, а Всевышний Аллах оказывает помощь достичь истину».

Шейх: автор сказал:

«Поднимаясь с собрания следует произнести:

سُبْحَانَكَ اللَّهُمَّ وَبِحَمْدِكَ، أشْهَدُ لَا إِلَهَ إِلَّا أَنْتَ، أَسْتَغْفِرُكَ وَأَتُوبُ إِلَيْكَ

/Субхана-кя Аллахумма, ва би-хамди-кя, ашхаду алля иляха илля Анта, астагфиру-кя ва атубу иляй-кя/

«Пречист Ты Аллах, и хвала Тебе, свидетельствую, что нет никого достойного поклонения кроме Тебя, прошу прощения у Тебя и каюсь Тебе»»

Этот дуа следует читать не только после собрания, то есть её (мольбу) также читают и после омовения. Доказательством этому служат слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сказавшего:

‏مَنْ جَلَسَ فِي مَجْلِسٍ فَكَثُرَ فِيهِ لغَطُهُ فَقالَ قَبْلَ أنْ يَقُومَ مِنْ مَجْلِسِهِ ذلكَ‏:‏ سُبْحانَكَ اللَّهُمَّ وبِحَمْدِكَ، أشْهَدُ أنْ لا إِلهَ إِلاَّ أنْتَ أسْتَغْفِرُكَ وأتُوبُ إِلَيْكَ، إِلاَّ غُفِرَ لَهُ ما كَانَ في مَجْلِسِهِ ذلكَ‏

«Если человек, собирающийся покинуть собрание, в котором много шумели, скажет перед уходом: «Слава Тебе, о Аллах, и хвала Тебе, свидетельствую, что нет бога, кроме Тебя, прошу Тебя о прощении и приношу Тебе своё покаяние! /Субхана-кя Аллахумма, ва би-хамди-кя, ашхаду алля иляха илля Анта, астагфиру-кя ва атубу иляй-кя!/» – ему непременно простится то, что происходило в этом собрании[1], где он присутствовал»[2].

Эти слова станут искуплением грехов, совершённых на этом собрании. Из слов автора нам ясно, что этот дуа следует читать после любого собрания, однако в хадисе поясняется, что его произносят после собрания, в котором увеличились греховные речи.

Итак, дуа следует прочитать после собрания, в котором увеличились греховные речи. Если человек сидел на собрании, где не было греховных речей, например, на собрании, где изучаются знания, обучают знаниям, или где сидела группа людей, читающих Куран, которые встали и разошлись, не проронив ни слова, кроме Курана, то из хадиса понятно, что после такого собрания дуа не читаются, ибо люди на нём не совершили греха, за который следовало бы читать дуа искупления.

Автор говорит:

«Поднимаясь с собрания следует произнести: Субхана-кя Аллахумма, ва би-хамди-кя, ашхаду алля иляха илля Анта, астагфиру-кя ва атубу иляй-кя!» ибо это будет искуплением для этого собрания».

Автор сказал:

«Нежелательно садиться в тени минарета».

Почему нежелательно? Потому ли что есть опасение, что минарет упадет на голову? Нет! Из-за того, что такой может оказаться в предыдущем положении. Минарет бывает длинный, и если человек сядет в его тени, то он может оказаться в тени и на солнце одновременно. Если нет такого опасения, то сидеть в тени минарета разрешено. Поэтому наш шейх и шейх Абдуррахман ас-Саади давали уроки в тени минарета в утреннее время. Раньше, когда не было кондиционеров, утренние уроки проводились в тени минарета, пока не появлялось солнце, и тогда они прекращали уроки.

Автор, да помилует его Аллах, говорит:

«также нежелательно подметать дом тряпкой»

Не понятно по какой причине это действие названо нежелательным, возможно, потому что тряпку забирают для бараката, что в своей основе запрещено. Однако слова автора — «подметать дом тряпкой» — я не знаю почему это нежелательно.

Далее автор сказал:

«и пить из сосуда с брешью (трещиной)».

Мудрость этого запрета заключается в том, что, в основе, в трещине накапливаются грязь и микробы, и если человек выпьет из неё, то у следующего, желающего выпить это, может вызвать отвращение. И также трещина может оказаться острой, например трещине на стеклянном сосуде, и она может повредить человеку кожу или поранить его, и человеку будет неприятно из-за этого.

Автор говорит:

«Это краткое изложение норм этикета, а Аллах оказывает помощь достичь истину».

То есть в этой книге приводятся лишь некоторые нормы этикета и в ней нет многих других правил. Здесь приведено лишь краткое изложение, но правил этикета существует очень большое количество. Необходимо знать, что требующий знания несёт больше ответственности за соблюдение этики и проявление лучших нравственных качеств, чем другие люди. Требующий знания должен стараться привить в себе наилучшие качества и соблюдать нормы этикета, ибо они являются примером для подражания для других людей. Нужно стараться привить в себе эти качества, чтобы его поведение, его слова, отношение к другим и дела были наилучшими и соответствовали Шариату, ибо он (требующий знания) является образцом для людей. Люди смотрят на студента и учёного и берут с них пример, поэтому требующий знания должен свершать то, что не должны совершать другие люди. Желательное для него иногда может стать обязательным, а нежелательное для него иногда может стать запретным, не потому что это желательно или обязательно, нет, а потому что если требующий знания не будет оставлять нежелательное и выполнять желательное, то кто станет это соблюдать, если требующий знания или знающий не соблюдает? Я повторяю и призываю себя и вас стараться привить в себе и проявлять благородные качества. На самом деле братья, я об этом часто говорю. В последнее время некоторые простые люди стали неуважительно относиться к учёным и требующим знаниям, которых уважали раньше, и причиной этому стали сами требующие знания. Как говорится:

«Если бы учёные оберегали знания, то знания оберегали бы и их».

Если вы посмотрите на поведение некоторых людей, считающих себя знающими, то вы увидите, что оно на самом деле плачевное. Они вовлекают себя в такие вещи, в которых совсем не нуждаются. Они причиняют зло самим себе и плохо обращаются со знаниями и познаниями, носителями которых являются. Поэтому требующий знания должен приложить максимум усилий и избавиться от глупостей и всего, что противоположно благородным качествам и хорошему этикету, даже от дозволенных вещей, которые люди могут неправильно истолковать – требующий знания должен сторониться подобных вещей. Нужно помнить, что таким образом ты оберегаешь не только свою честь, но и честь всех других обладателей знаний. Поэтому многие ученые, да помилует Аллах их всех, посчитали, что учёному и требующему знания нежелательно посещать места, в которых обычно собираются нечестивцы и грешники, чтобы их не обвинили в непристойном. Если ты посетишь места, где собираются нечестивцы, грешники и распутницы, люди обязательно осудят тебя, даже если у тебя были благородные намерения.

Ещё раз повторюсь, братья мои, что мы обязаны оберегать знания, носителями которых являемся. Мы должны знать, что унижение знаний, является унижением не только для нас самих, но и для всех других, кто также является носителями знаний.

Такова действительность на сегодняшний день, которая придает многим людям смелости унижать требующих знания. Можно увидеть, как даже маленькие дети отвечают учёному самыми унизительными словами, когда тот делает им замечание. Кто придаёт им эту смелость? Те, кто причисляет себя к знающим, именно они. Некоторые обладатели знаний иногда даже отвечают на эту дерзость подобной же дерзостью. Если люди дерзят им, они тоже отвечают дерзостью. Это, на самом деле, очень глупо.

Ещё раз повторю, что нам нужно стремиться привить в себе хорошую этику и благородные нравственные качества, оберегать знания и ценить их должным образом. Если ты будешь уважать знания должным образом, то Аллах возвысит тебя посредством них и дарует тебе высокую степень и высокое положение.

Прошу Аллаха пробудить наши и ваши сердца от беспечности, прошу Его увеличить наши припасы для Дня воздаяния, прошу Его о помощи в поминании Его, благодарности Ему и поклонении Ему наилучшим образом, ибо Он – Щедрый и Благородный. Да благословит Аллах нашего Пророка Мухаммада, его семью, сподвижников и последователей до Судного дня.

©Перевод
Wasat Media
  • [1]

    Имеется в виду пустословие или иные достойные порицания или греховные поступки.

  • [2]

    Этот хадис приводят ан-Насаи в «‘Амаль аль-йаум ва-л-лейля» (397), по его пути Ибн ас-Сунни (449), Ибн Хиббан (594), аль-Хаким (1/536-537) и ат-Тирмизи (3433), который сказал: «Хороший достоверный хадис». Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» (6192), «Тахридж Мишкат аль-масабих» (2367), «аль-Калим ат-таййиб» (223).

Новое на сайте