Главы об этикете и нравственных качествах
Толкование: Шейх Сами ас-Сукъайр.
Тема: «Некоторые правила сидения».
✻✻✻
Диктор: затем автор, да помилует его Всевышний Аллах, сказал:
«Глава: нежелательно опираться на левую руку со стороны спины, также нежелательно садиться так, что одна часть тела окажется в тени, а другая на солнце».
Шейх: автор говорит:
«нежелательно опираться на левую руку со стороны спины…»
Доводом этому служит хадис, приводимый в «Сунане» имама Ахмада, который передал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, увидел человека, который сидел заложив левую руку за спину, и спросил его:
أَتَقْعُدُ قِعْدَةَ الْمَغْضُوبِ عَلَيْهِمْ
«Неужели тебе (нравится) сидеть так, как сидят находящиеся под гневом (Аллаха)?!»
— Ахмад (4/388), Абу Дауд (4848) и Ибн Хиббан (5674).
Относительно данного хадиса существуют разногласия. Одни учёные сочли его слабым, другие сказали, что такая поза запрещена во время совершения молитвы, и это мнение более перевешивающее, и садиться в такой позе вне намаза не является нежелательным, вне намаза эта поза дозволена, а в намазе – нежелательна. Если этот хадис и достоверен, то есть: «Неужели тебе (нравится) сидеть так, как сидят находящиеся под гневом (Аллаха)?!», — то он касается позы намаза.
Автор сказал:
«…нежелательно садиться так, что одна часть тела окажется на солнце, а другая – в тени…»
Поскольку Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
إذا كانَ أحَدُكُم في الشَّمْسِ فَقَلَصَ عَنْهُ الظِّلُّ وَصارَ بَعْضُهُ في الظلِّ وبعْضهُ في الشَّمْسِ فَلْيَقُمْ
«Если находится один из вас на солнце и поднимется тень и станет часть его тела под солнцем, а часть в тени, то пусть встанет (с этого места)».
— Абу Дауд (4821) со слов Абу Хурайры.
Понятно? То есть сидеть так, чтобы одна часть оказалась в тени, а другая – на солнце.
Одни учёные сказали, что под этот хадис подпадает тот, кто изначально сел подобным образом, и если человек сидел в тени, куда начали пробираться лучи солнца, то в этом нет нежелательности, ибо в хадисе Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил садиться между тенью и солнцем. Есть разница, когда человек сам садится подобным образом, и когда поднимается тень или солнце, и это более правильное мнение. Запрещено именно изначально садиться между тенью и солнцем. Если же человек сидел в тени, затем поднялось солнце, и часть человека оказалась в тени, и другая часть на солнце, то это не запрещено.