Не дозволено умышленно посещать места забав

Не дозволено умышленно посещать места забав

Главы об этикете и нравственных качествах.

Толкование: Шейх Сами Сукъайр.

Тема: «Посещение запретных мест».

✻✻✻

Автор сказал:

«Не разрешается преднамеренно отправляться в места забав и потех»,

Поскольку Аллах, Всемогущ Он и Велик, сказал:

وَقَدۡ نَزَّلَ عَلَيۡكُمۡ فِي ٱلۡكِتَٰبِ أَنۡ إِذَا سَمِعۡتُمۡ ءَايَٰتِ ٱللَّهِ يُكۡفَرُ بِهَا وَيُسۡتَهۡزَأُ بِهَا فَلَا تَقۡعُدُواْ مَعَهُمۡ حَتَّىٰ يَخُوضُواْ فِي حَدِيثٍ غَيۡرِهِۦٓ

«Он (Аллах) уже ниспослал вам в Писании, чтобы вы не садились вместе с ними, если услышите, как они отвергают знамения Аллаха и насмехаются над ними, пока они не увлекутся другим разговором.»
[Сура «Ан-Ниса», аят 140]

Под словами «в места забав и потех» подразумеваются места запрещённой забавы, потому что забава и потехи могут быть как запрещенными, так и дозволенными.

Дозволенная забава и потеха, например, это если человек шутит, не преступая границы дозволенного Аллахом. К примеру, человек вышел погулять и решил посоревноваться с соседом по бегу и так далее, это дозволенная забава. Под запрещённой забавой здесь подразумеваются развлечения, связанные с музыкальными инструментами, поэтому автор, да помилует его Аллах, сказал:

«И музыкальных развлечений, где бьют в барабаны и играют на флейте»

и тому подобное.

Доводом того, что всё это запрещено, служат слова Аллаха, Всемогущ Он и Велик:

وَمِنَ النَّاسِ مَن يَشْتَرِي لَهْوَ الْحَدِيثِ لِيُضِلَّ عَن سَبِيلِ اللَّهِ

«Среди людей есть такой, который покупает потешные речи (песни и музыку), чтобы сбивать других с пути Аллаха…»
[Сура «Лукман», аят 6]

Ибн Мас’уд, да будет Аллах доволен им, растолковал слова «праздные речи», как музыку, и поклялся в этом, с ним согласился Ибн ‘Аббас, да будет Аллах доволен ими обоими, и также в сахихе Бухари приводится хадис, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

لَيَكُونَنَّ مِنْ أُمَّتِى أَقْوَامٌ يَسْتَحِلُّونَ الْحِرَ وَالْحَرِيرَ وَالْخَمْرَ وَالْمَعَازِفَ

«Обязательно появятся люди из (числа членов) моей общины, которые станут считать дозволенным прелюбодеяния, (ношение) шёлка, (употребление) вина и (использование) музыкальных инструментов.»

— Аль-Бухари (5590)[1].

Ученые сказали, что слова «станут считать дозволенными» имеют два значения:

  • Первое: будут убеждены в их дозволенности. К примеру, станут говорить, что вино, шелк, прелюбодеяние и музыкальные инструменты дозволены;
  • Второе значение: будут совершать деяния, показывающие их дозволенность, то есть будут совершать эти деяния без какого-либо презрения.

Вышеупомянутый же хадис охватывает оба значения.

Итак, в основе своей музыкальные инструменты запрещены.

Автор сказал:

«Исключением из этого является бубен».

Бубен – это круглый музыкальный инструмент, похожий на сито, одна из сторон которого натянута кожей. Это и есть бубен. Другая из его сторон должна быть открытой. Если обе стороны будут натянуты кожей, то это будет барабан. Вы поняли? Поняли что такое бубен? У вас есть бубен? Барабан тоже есть? Какой барабан у вас есть? Закрытый с одной стороны? Это не барабан. Бубен — это круглый инструмент, в который бьют вот таким образом. Вы же говорите о кубкообразном инструменте, который имеет какое название? Дарбука.

Итак, важно отметить, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сделал бубен исключением, а бубен, как мы выше упоминали, похож на сито, с помощью которого очищают зерно. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

أَعْلِنُوا النِّكَاحَ وَاضْرِبُوا عَلَيْهِ بِالْغِرْبَالِ[2]

«Объявляйте людям о вашем бракосочетании и бейте в бубны.»

— Ат-Тирмизи (1895), аль-Байхакъи (15094).

Из слов ученых-факихов ясно, что бить в бубен во время бракосочетание могут как мужчины, так и женщины, и поэтому Ибн Муфлих сказал в книге «аль-Фуру’»:

“Из слов имама Ахмада и его сподвижников ясно, что мужчины и женщины имеют равное право бить в бубен”.

Этого мнения придерживаются большинство факихов, то есть, что мужчины и женщины могут бить в бубен во время бракосочетания. Однако большинство мухаддисов, большинство ученых по хадисам считают это дозволенным только для женщин. К таким учёным относятся Хафиз ибн Хаджар, да помилует его Аллах, Ибн Раджаб и шейхуль Ислям Ибн Теймия, да помилует его Аллах, которые сказали, что бить в бубен во время бракосочетания могут только женщины.

В любом случае бубен дозволен при соблюдении определенных условий; бить в бубен во время бракосочетания разрешается Шариатом при соблюдении условий:

  • Первое условие: чтобы это не причиняло никакого вреда. Если игра в бубен причиняет вред, например, соседям, больным и так далее, то в этом случае бить в него запрещено, поскольку не разрешается человеку выполнять какую-либо Сунну, если её выполнение приводит к запрещённому.
  • Второе условие: чтобы игра в бубен не сопровождалась чтением стихов, содержащих порицаемые в Шариате слова, например, грубые, непристойные слова, ругань, сквернословие, фанатизм, и так далее, что часто встречается.
  • Третье условие, чтобы это не длилось допоздна, что человек по его причине может пропустить утреннюю молитву. К примеру, человек бил в бубен до поздней ночи и не смог проснуться на утреннюю молитву.

Это были три условия, чтобы бить в бубен было дозволено. Первое условие: не причинять вреда, и бить в бубен слегка. Второе условие: чтобы это не сопровождалось чтением порицаемых в Шариате стихов. И третье условие: чтобы в бубен не били до поздней ночи, что может привести к оставлению утренней молитвы.

Далее автор говорит:

«нет проблем»…

Продолжай читать…

©Перевод
Wasat Media
  • [1]

    Также Абу Дауд (4039), ат-Табарани в «аль-Му’джам аль-Кабир» (3417), аль-Байхакъи (10/221). См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» (5466), «Сахих ат-Таргъиб ва-т-тархиб» (2067), «Тахридж Мишкатуль-масабих» (5272).

  • [2]

    يَعْنِي الدُّفَّ - т.е. бубен.

Новое на сайте