Главы об этикете и нравственных качествах.
Толкование: Шейх Сами Сукъайр.
Тема: «Хукм рисования и фотографирования живых существ».
✻✻✻
Диктор: Затем автор, да помилует его Всевышний Аллах, сказал:
«Не разрешается рисовать изображения на одежде, на постели и на занавесках». Речь идет об изображениях живых существ, поскольку Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ангелы не входят в дом, где есть изображение».
Желательно носить кольцо на левой руке, но если носить его на правой, то нет в этом проблем».
Шейх: Автор сказал:
«Не разрешается рисовать изображения на одежде».
Изображение запрещено, поскольку Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проклял тех, кто создает изображения, и сообщил, что того, кто создавал изображения, в Судный день заставят вселить душу в свое изображение, однако он не сможет этого сделать. Поэтому Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
أشَدُّ النَّاسِ عَذَاباً عِنْدَ اللَّهِ يَوْمَ القيَامَةِ الَّذِينَ يُضَاهُونَ بخَلْقِ اللَّهِ!
«В День воскресения наиболее суровому наказанию Аллах подвергнет тех, кто (пытается) уподобиться Аллаху в творении!».
— Аль-Бухари (5954), Муслим (2107).
Эта угроза, касательно создания изображений, касается тех из них, которые можно потрогать рукой. Изображения бывают двух видов:
- Те, которые можно потрогать руками и рисуются рукой.
Такие изображения запрещены по единогласному мнению учёных, и они подпадают под угрозу в хадисе.
- Что касается изображений, которые не рисуются рукой, такие изображения называются фотографиями и тому подобное, то в этом вопросе ученые разошлись во мнениях.
Одни учёные отнесли фотографии к изображениям и сказали, что всё это называется изображением, а другие учёные не отнесли их к изображениям.
Более правильно, что фото не подобны изображениям, потому что фотографии, снятые человеком, не являются его действием, на самом деле, это работа определенных аппаратов, а Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто создаст изображение», фото не человек создаёт в действительности, а фотоаппарат, на котором нажимается одна кнопка и который выдает это фото. Также, фотография не является попыткой сотворить подобно тому, как творит Аллах, напротив, это – творение Аллаха.
Приведём пример для наглядности: если человек создал изваяние живого существа, например голубя, создал изваяние голубя. Каково положение этого? Запрещено. А если человек мумифицирует голубя? Это разрешено. Потому что первый попытался сотворить подобно творению Аллаха, а второй только сохранил творение, и мы говорим, что это – творение Аллаха. Такова разница между первым и вторым. Однако фотографии, создаваемые современными технологиями и фотоаппаратами, то есть разница в их использовании. Использовать фото на одежде, занавесках, постели и так далее запрещено.
Автор говорит:
«Не разрешается иметь изображение на одежде»
То есть нельзя носить одежду с изображениями, поэтому Абу Хурайра, да будет Аллах доволен им, сообщил, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
استأذن جبريلُ على النبيِّ صلَّى اللهُ عليهِ وسلَّمَ فقال: ادخلْ فقال: كيفَ أدخلُ وفي بيتِك سِترٌ فيه تصاويرُ؟
«После того, как Джибриль попросил разрешения войти, он сказал: «Как я войду в твой дом? Ведь в нем завешана занавеска, на которой есть изображения!»
— Ан-Насаи (5380).
Также нельзя использовать пастель с изображениями, хотя большинство ученых считает, что изображения, не принижающие достоинство человека и нарисованные его руками, разрешены, то есть если такое изображение не почитается людьми и не принижает их достоинство.
Также занавески с изображениями живых существ, поскольку Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
لاَ تَدْخُلُ المَلاَئِكَةُ بَيْتًا فِيهِ صُورَةٌ
«Ангелы не входят в дом, в котором есть изображение».
— Аль-Бухари (3226) и Муслим (2106).
Итак, касаемо разногласия в этом вопросе мы говорим, что создавать изображения своими руками, несомненно, запрещено согласно единогласному мнению ученых, и в подобном создании есть попытка сотворить подобно творению Аллаха.
Что касается фотографий, создаваемых различными аппаратами, получившими сегодня распространение, то мы говорим, что такие фото не подпадают под значение хадиса с угрозой.
Объяснить это можно тем, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал слово «саууара» (صوّر) по формуле «фа’аля» (فعّل), из чего вытекает, что человек совершил действие, что нельзя сказать о фотографиях, сделанных фотоаппаратами. Если, к примеру животное, а не человек, случайно нажмет на нужную кнопку, то оно также снимет фотографию.
Что вы спросили?
Даже в таком случае, несмотря на то что люди беспечно относятся к этому вопросу, нам не следует одевать в одежды с изображениями даже детей, особенно если эти изображения полноценные, нарисовано лицо и тому подобное, или же если различные рисунки изображены частично.
Что касается детских игрушек, то они разрешены. Шейхуль Ислям, да помилует его Аллах, упомянул правило, которое гласит:
«Детям разрешено то, что не разрешено взрослым».
Однако фотографирование детей является всеобщей бедой.
Некоторые ученые дозволяют снимать видео и запрещают снимать фотографии. Однако, в действительности, между этими двумя нет никакой разницы. Если причина запрета кроется в творении подобно творению Аллаха, то что из видео и фото больше? Движущееся или стоящее? Движущееся.
Если мы говорим, что причина запрета — это творение подобно творению Аллаха, то, если на видео сняли движущегося человека, сняли видео, выходит, нажав паузу, ты создаёшь фото, так или нет? Выходит, это также запрещено. Вы нажали паузу на видео, и оно стало фотографией, поэтому нет разницы между видео и фото в этом отношении.