Вступление
С именем Аллаха Милостивого Милосердного. Хвала Аллаху Господу миров. Да благословит Аллах и да приветствует наилучшего из пророков и посланников. О Аллах, прости нас, нашего шейха и всех мусульман.
Матн
Шейх имам Абуль-Вафа ибн ‘Акиль сказал в книге «Фусулюль адаб ва макаримуль ахляки аль-машру‘а (فصول الآداب ومكارم الأخلاق المشروعة)»:
«С именем Аллаха. О Аллах дай мне облегчение и не делай затруднения. Хвала Аллаху Господу миров. Да благословит Аллах Мухаммада – последнего из пророков и предводителя богобоязненных, его семью и всех сподвижников, и да приветствует их многочисленным приветствием до Судного дня. Это отрывок из книги «фусулюль адаб ва макаримуль ахляки аль-машру‘ати», написанной шейхом и имамом, за которым следуют – Абуль-Вафа ибн ‘Акилем, да помилует его Аллах».
Шейх Сами ас-Сукъайр
Толкование
С именем Аллаха Милостивого Милосердного. Хвала Аллаху Господу миров. Благословение и приветствие Посланнику Аллаха, его семье, его сподвижникам и всем тем, кто последовал за его руководством.
А затем.
Сегодня суббота, 21 число месяца Раджаб 1439 (тысяча четыреста тридцать девятого) года.
Мы собрались в этом месте в 29 (двадцать девятый) день изучения знаний по книге «Шарху фусулиль адаб ва макаримиль ахляки аль-машруа», принадлежащей Абуль Вафа ибн ‘Акилю аль-Ханбали, да помилует его Всевышний Аллах.
Исламская религия, хвала Аллаху, — это религия совершенства убеждений, поклонения, взаимоотношений и нравственных качеств. Это – всеобъемлющая и совершенная религия; всеобъемлющая поскольку охватывает все творения обоих миров – людей и джиннов и охватывает всё, что касается предписаний, будь это убеждения, поклонение, взаимоотношения или нравственные качества. Поэтому Всевышний Аллах сказал:
الْيَوْمَ أَكْمَلْتُ لَكُمْ دِينَكُمْ وَأَتْمَمْتُ عَلَيْكُمْ نِعْمَتِي وَرَضِيتُ لَكُمُ الْإِسْلَامَ دِينًا ۚ
«Сегодня я усовершенствовал для вас вашу религию, завершил для вас Свою милость, и Я доволен для вас Исламом как религией»
[Сура «Аль-Маида», аят 3].
Также на то, что Ислам объемлет и охватывает все, указывают слова Всевышнего Аллаха, Всемогущ Он и Велик:
وَنَزَّلْنَا عَلَيْكَ الْكِتَابَ تِبْيَانًا لِّكُلِّ شَيْءٍ
«Мы ниспослали тебе Писание в качестве разъяснения каждой вещи»
[Сура «Ан-Нахль», аят 89].
Абу Зарр аль-Гъифари, да будет Аллах доволен им, сказал:
«Посланник Аллаха умер, не упустив даже птицы, порхающей крыльями на небе, о которой он бы не оставил нам знания».
— Хадис привел имам Ахмад, №21689, 21770 и 21771.
Салмануль Фариси, да будет Аллах доволен им, сказал, когда многобожники обвинили, или захотели обвинить исламскую религию, спросив его:
«Ваш Пророк обучил вас всему, даже испражнению?»,
То есть даже этике справления нужды, и Абу Зарр ответил:
«Да. Он запретил нам обращаться лицом к Кибле при малом или большом справлении нужды и запретил подмываться менее чем тремя камнями»[1].
Это послание содержит в себе все, что касается этикета и нравственных качеств.
Нравственные качества (ахляк) – это множественное число от слова «хулюк», и это внутренний облик человека.
Человек имеет два облика – внешний – это внешний образ, с которым Аллах, Всемогущ Он и Велик, сотворил его. Всевышний Аллах сказал:
لَقَدْ خَلَقْنَا الْإِنسَانَ فِي أَحْسَنِ تَقْوِيمٍ٤
«Мы сотворили человека в прекраснейшем облике»
[Сура «Ат-Тин», аят 4].
И второй облик – это внутренний характер, то есть нравственные качества, далее мы, с позволения Аллаха, приведем определение и пояснение этого слова.
Затем автор, да помилует его Аллах, начал свое послание со слов: «Хвала Аллаху Господу миров», и автор начал, как и у меня здесь в копии, с басмалы:
«С именем Аллаха Милостивого Милосердного. О Аллах дай мне облегчение и не делай затруднение».
В начинании книги с басмалы есть следование и подражание Книге Аллаха, Всемогущ Он и Велик, которая также начинается с басмалы; в этом также есть следование словам Пророка ﷺ: «Каждое важное дело, которое не было начато с именем Аллаха, лишено блага»; в этом есть подражание Пророку ﷺ, ведь он начитал свои записи и письма с именем Аллаха; и в этом есть стремление получить благословение посредством этих слов, ибо слова басмалы являются благословенными, и от них зависит пригодность или непригодность чего-либо, поэтому, если басмалу произнесли над жертвенным животным, его мясо становится чистым и дозволенным, а если ее не произнесли, то мясо становится нечистым и запрещенным.
Затем автор сказал:
«Хвала Аллаху Господу миров».
«Хвала» — это описание восхваляемого совершенством с любовью и возвеличиванием Его. Аллаха, Всемогущ Он и Велик, описывают хвалой с Его совершенной милостью и с Его совершенными атрибутами. «Ли—Ллях» — частица «лям» здесь используется для обособления, то есть совершенная хвала является прерогативой Аллаха, Свят Он и велик. Слова «Господу миров». «Господь» — это Творец, Дающий удел, Владыка и Управляющий. Слово «миров» — это множественное число от слова «мир», и это все, что помимо Аллаха, Всемогущ Он и велик.
Далее автор сказал:
«Да благословит Аллах Мухаммада – последнего из пророков»
Да благословит Аллах Мухаммада – благословение Аллаха Его рабу и самое лучшее объяснение этих слов — это то, что пришло в книге Бухари от Абуль ‘Алия, сказавшего, что благословение Аллахом Его раба – это восхваление этого раба перед ангелами в наивысшем сонме. Да благословит Аллаха Мухаммада – это имя Пророка ﷺ, и его называли Мухаммадом по той причине, что он был восхваляемым, его восхваляли за его поступки ﷺ. Автор говорит:
«Последнего из пророков и предводителя богобоязненных»
Аллах, Всемогущ Он и велик сказал:
مَّا كَانَ مُحَمَّدٌ أَبَا أَحَدٍ مِّن رِّجَالِكُمْ وَلَٰكِن رَّسُولَ اللَّهِ وَخَاتَمَ النَّبِيِّينَ ۗ
«Мухаммад – не отец кого—либо из ваших мужей, а Посланник Аллаха и печать пророков»
[Сура «Аль-Ахзаб», аят 40]
… и «предводителем богобоязненных» – предводитель – это тот, за кем следуют, и чьему примеру подражают.
«Муттакъииин» – это множественное число от слова «муттакъин», а «такъва» (богобоязненность) – это повиновение Аллаху, Всемогущ Он и велик, выполняя Его приказанное и оставляя Его предосудительное, то есть совершая обязательно и оставляя запретное. Ученые по-разному высказываются о богобоязненности, одни из них сказали, что богобоязненность – это повиновение Аллаху согласно свету от Аллаха, надеясь на награду от Аллаха, и оставление того, что запретил Аллаха, согласно свету от Аллаха, боясь Его наказания.
Другие сказали, что богобоязненность – это, чтобы твой Господь не перестал видеть тебя там, где Он приказал тебе бывать, и чтобы Он не видел тебя там, где он запретил тебе бывать. Об этом также говорят:
«Сторонись грехов, малых и больших, ибо это и есть богобоязненность, веди себя так, как ведет себя идущий по колючей земле, избегая того, что видит, и не считай ничтожным малое, ибо гора состоит из мелких песчинок».
Автор сказал:
«Его семье и всем сподвижникам».
Его семье… Семья – это его ﷺ последователи, однако здесь сказано его семье и всем сподвижникам – поэтому здесь толкование этих слов будет отличаться в зависимости от контекста. Если сказать: «Да благословит Аллах его семью, сподвижников и последователей», — то под семьей подразумеваются верующие из числа его родственников, а если сказать: «его семью и сподвижников», — то под семьей подразумеваются все последователи его религии. Здесь автор сказал: «его семью и его сподвижников», — где под семьей подразумеваются все последователи его религии. Все, кто последовал за Пророком ﷺ в его религии, относятся к его семье.
«Его сподвижники» — это множественное число от слова «сахиб», и сподвижник – это каждый, кто встретился с Пророком ﷺ, веруя в него и кто умер, будучи верующим.
Автор говорит:
«Это отрывок»
Это указание на то, что содержится в данном послании, и «отрывок» — это нечто небольшое, маленькая часть из книги «Фусулюль адааб», где «адааб» – это множественное число от слова «адаб» и лучшее разъяснение, данное адабу — это то, что адабом является использование слов и поступков, за которые человека хвалят. Этикет бывает также в отношении ко Всевышнему Аллаху, в отношении к Его Посланнику ﷺ и в отношении ко всем людям в целом.
Этика в отношении ко Всевышнему Аллаху – это повиновение Ему Свят Он и Велик, выполнение поклонения Аллаху. Если ты выполняешь поклонение Одному Аллаху, не приобщая к Нему сотоварищей, то ты соблюдаешь этику в отношении к Аллаху, а последствием этого является соблюдение того, что Ислам узаконил.
Этика в отношении к Пророку ﷺ включает в себя повиновение его велениям, признание истиной все то, что он сообщил, оставление того, что он запретил и от чего предостерегал, и поклонение Аллаху только посредством того, что он узаконил в Шариате. Такова суть этикета в отношении к Посланнику ﷺ:
- Повиновение его велениям:
آمَنُوا أَطِيعُوا اللَّهَ وَأَطِيعُوا الرَّسُولَ
«Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь Посланнику»
[Сура «Ан-Ниса», аят 59]
и
مَّن يُطِعِ الرَّسُولَ فَقَدْ أَطَاعَ اللَّهَ ۖ
«Кто повинуется Посланнику, тот повинуется Аллаху»
[Сура «Ан-Ниса», аят 80];
- Признание истиной все то, что он сообщил, будь то повествования о сокровенном или о том, что произойдет в будущем, или будь то повествования о прошлых общинах. Мы признаем истинность того, что он утвердил и того, что передано от него достоверно;
- Оставление того, что он запретил, и от чего предостерегал. То есть остерегаться всего, что он запретил, и от чего предостерегал, поскольку Пророк ﷺ, сказал:
«Сторонитесь того, что я вам запретил»;
— Аль-Бухари 7288, Муслим 1337, ат-Тирмизи 2679, ан-Насаи 5/110.
- И поклонение Аллаху только посредством того, что он узаконил в Шариате, что по сути является воплощением в реальность свидетельство о том, что Мухаммад – Посланник Аллаха.
И в-третьих, этику необходимо соблюдать в отношении ко всем людям, и она включает в себя три вещи:
- Проявление великодушия — это совершение одобряемого, будь то на словах или в поступках;
- Не причинение вреда — словом или делом;
- и лицеприятность — это чтобы ты встречал людей с приятным лицом.
В этих трех словах содержится общая суть этикета в отношении к людям.
Великодушие – это одобряемое, и ты проявляешь его на словах и в делах. Великодушие на словах – это искренний совет и доброе слово. Говорите людям доброе слово, и сюда же входит повеление одобряемого и порицание предосудительного. И также великодушие в делах – это оказание помощи братьям мусульманам и так далее.
Не причинение вреда – это чтобы ты не причинял людям вреда своими словами, оскорблениями, руганью, злословием и сплетнями, и чтобы не причинял им вреда поступками – посягательством на их имущество, честь и жизнь.
Лицеприятность – это, чтобы ты встречал людей с приятным выражением лица.
Автор говорит:
«Из книги “Фусулюль адаби ва макаримиль ахляки”» (главы об этикете и нравственных качествах).
«Макарим» – это множественное число от слова «макрама», то есть от слова «макрума», что означает «совершение добра», а слово «ахляк», как мы выше и говорили — это множественное число от слова «хулюк», что означат «природа» и «характер».
Характер – это внутренний облик человека, как мы говорили об этом выше, поскольку у человека есть два облика: внутренний и внешний. Внешний облик – это внешний образ человека, с которым Аллах сотворил его:
لَقَدْ خَلَقْنَا الْإِنسَانَ فِي أَحْسَنِ تَقْوِيمٍ٤
«Мы сотворили человека в прекраснейшем облике»
[Сура «Ат-Тин», аят 4]
… и внутренний облик – это характер, нравственные качества, которыми человек обладает, и этикет.
«Аль—машруа» — узаконенных в шариате, то есть требуемых от человека.
Узаконено в Шариате – значит требуется от человека, и это понятие более общее, чем обязательное или желательное. Слово «машру’» означает «требуемое», будь это обязательное или желательное. И узаконенным в Шариате называют как обязательное, так и желательное. Можно сказать, к примеру, коллективная молитва «машруа» (узаконена в Шариате, или требуема). Что здесь будет означать слово «машруа»? – Обязательна! Сивак узаконен в Шариате, здесь, что означает сивак «машру’»? – что это Сунна!
Таким образом, слово «аль—машру’» не используется конкретно для обязательного или желательного, оно является общим, охватывающим оба понятия.
Автор говорит:
«Из книг шейха, имама, за которым следуют, Абуль Вафа ибн ‘Акиль, да помилует его Аллах»,
… и затем упомянул главы. Абуль Вафа — это один из великих ученых в мазхабе имама Ахмада, да помилует их всех Аллах, написавший большое количество книг. К наиболее известным его книгам относится «Китабуль фунун», которая достигает более восемьсот томов, примерно.