Крестовые походы на Исламский мир. Глава 17

Крестовые походы на Исламский мир. Глава 17

Доктор Рагиб ас-Сирджани

Объединение мусульман в битве при Харране

Наследие, оставленное Альп-Fрсланом и Маликшахом, наконец, дало плоды, которых мусульмане ждали много лет. Первое из них — Джакармаш, заменивший во власти знакомого нам Карбугу. Он был праведным и справедливым правителем, стремившимся к возвеличиванию ислама. Но с его приходом пришли и новые раздоры, причиной одного из них стало появление человека по имени Джавли.

✻✻✻

Добро пожаловать на эту приятную благодатную встречу.

Просим Аллаха сделать эти мгновение из числа наших благих деяний на весах Судного дня.

Приветствуем вас в семнадцатой части из цикла «Крестовые походы на исламский мир».

После всего что мы видели в предыдущих Главах, мы задаёмся вопросом, который беспокоит любого, кто начнёт изучать этот период исламской истории: «Умерла ли надежда? Не найдётся ли в Умме тот, кто поднимет истинное знамя борьбы на пути Аллаха? Нет ли спасение от гнёта крестоносцев и несправедливых правителей?».

В прошлой Главе мы узнали, что надежда есть всегда и в подтверждение этому мы привели хадис любимого пророка, мир ему и благословение, в котором сказано:

«Не перестанет группа людей из моей общины сражаться за истину вплоть до Судного дня»[1].

«Не перестанет группа людей из моей общины открыто придерживаться истины, и не повредят им выступающие против них!»[2].

В этот печальный для мусульман перевод, в период хаоса, притеснений и предательств, подобная группа выйдите из севера Ирака.

Мы постарались объяснить причину появления надежды именно из этих земель. Для того, чтобы понять в чём была особенность севера Ирака; мы вернулись на полвека назад во времена, когда Ираком овладели Сельджуки; мы вспомнили о правлении Альп-Аслана и его сына Маликшаха, великих правителей мусульман; мы узнали об ещё одной великой личности в истории

мусульман — Низам аль-Мульк. Поддержка учёных и студентов, поддержка джихада, создание прекрасного как политико-правового, так и экономического и социального строя в стране — благодаря этому Низам аль-Мульк сохранился в истории как пример прекрасного правителя. Его по праву можно назвать самым великим наместником за всю историю мусульман исключая период сподвижников. Правление этих великих людей создало прекрасное мусульманское общество. Общество, полностью пропитанное духом Ислама, любящие знание и любящее борьбу, стремящаяся к довольству Аллаха во всём. И это дух Ислама сохранился в мусульманах Ирака на долгое время. Вся хвала Аллаху, по истечении половины века мы видим то же самое общество понимающие и сохраняющее религию, и Аллах всё это время даровал им подходящих правителей, таких же любящих и соблюдающих религию. Если же появлялся кто-то нечестивый и несправедливый, то срок его пребывания на посту был недолгим. Так бывает всегда. Не может правитель быть нечестивым, а народ праведным или наоборот. Так в Ираке образовалось правильное поколение. В мусульманах сохранились корни того самого чистого ислама, который был во времена праведных предшественников.

Низам аль-Мульк прекрасно правил народом этой области и вложил много сил в сохранении религиозности мусульман, но так как Шайтан не перестаёт заблуждать рабов Аллаха были люди, которым не нравилась его политика и которые желали убрать его с этой должности.

Исмаилитская шиитская секта под названием «батаниты». Мы в прошлых Главах не раз упоминали, что батыниты, как и вся исмаилитская группа является самой заблудший группой шиитов. Об их заблуждениях мы в дальнейшем расскажем подробнее.

В 485 г. по Хиджре (1092 г.) этим мерзким предателям удалось убить Низам аль-Мулька. Через пару месяцев после его смерти умер и великий правитель мусульман Султан Маликшах. В один год мусульмане потеряли двух великих рабов Аллаха, двух великих правителей — в 485 г., то есть за 6 лет до появления крестоносцев.

Мы ничуть не сомневаемся в том, что если бы они оба или хотя бы один из них был жив, то крестоносцы не смогли бы посеять смуту на землях мусульман, которую мы увидели, но это предопределено Аллахом и он сделал то, что пожелал. Но поспешим обрадовать вас братья и сестры тем, что те усилия, которые вложили Низам аль-Мульк, Маликшах и Альп-Арслан в сохранение духа Ислама не были напрасны. Их плоды остались, их свет сохранился в обществе мусульман, из которого выйдут великие движения джихада. Об одном из них мы поговорим прямо сейчас.

Джакармаш

Это было чем-то вроде мостом между упадком, в котором пребывали мусульмане и тем порядком, в котором они должны быть. Инициатором этого движения был великий воин по имени Джакармаш.

Скажите нам братья и сестры: как вы думаете, сколько процентов мусульман слышали об этом человеке? Мы убеждены, что это число очень близко к нулю. Нас заставили забыть нашу историю, забыть имена наших героев и распространили среди нас имена тех, кто не имеет абсолютно никакой цены. Мы не знаем кто такие Джакарман, Мавдуд, мы даже не знаем подробности жизни Имамуддина Аззанки, Нурудина Махмуда, Салахуддина аль-Айюби и других спасителей этой Уммы, тех, чьи имена и поступки украсили историю нашей общины и нашей религией.

Джакармаш пришёл к власти в городе Мосул в 496 году по Хиджре, то есть через четыре-пять лет после прихода крестоносцев.

Это был сложный период для Мосула так, как после смерти известного нам Карбуги, недавно правившего этим городом, в течение пары месяцев во главе города успело побывать несколько человек пока правителем не стал Джакармаш.

Это был человек справедливый, воспитанный за что народ его очень сильно любил и поддерживал. Это, кстати, является признаком любви Аллаха к своему рабу. Если тебя любят праведные люди, учёные или даже простые мусульмане значит тебя любит Всевышний Аллах, а если все вокруг испытывают к тебе неприязнь, то значит ты далек от Всевышнего.

Джакармаш сумел вывести город из хаоса, охватившего его несколькими месяцами ранее.

Вместе с событиями в Мосуле произошла смута и в соседнем городе под названием Харран располагающийся между Мосулом и Алеппо. Здесь также произошло несколько переворотов во власти пока во главе города не стал турок по имени Джавли. Борьба за власть привела город в сильный упадок, который притянул внимание находившихся недалеко от Харана и Массула крестоносцев Эдессы. Пока Харран пребывает в хаосе и соседний с ним Мосул также обессилен, эдессцы решили напасть на город.

Битва при Харране

Захват города Харран, имевшего важное стратегическое расположение обеспечило бы крестоносцам контроль пути из Шама в Ирак и защиту от набегов из Ирака, к тому же это облегчило бы им продвижение в глубь Востока исламских земель.

Болдуину де Бургу помогал его заместитель Жаслен де Куртенэ. Из-за укрепленности города эдессцы решили обратиться за помощью к Боэймунду — правителю Антакии, который недавно освободился из плена и желал вернуть себе былое имя воюя с мусульманами. Его сопровождал племянник Танкред правивший Антакией в течение трех лет пока Боэмунда держали в плену.

Войско, возглавляемое самыми яркими личностями крестоносцев, насчитывало около 20 тысяч воинов, среди которых было несколько тысяч рыцарей. Также их сопровождало несколько архиепископов. Это безусловно было немаленькая армия. Те 200–300 тысячные армии, разбитые мусульманами ранее, состояли из земледельцев и скотоводов не знавший, что такое война, а в Харран, небольшой город, отдаленный от остальных городов мусульман, направлялось войско, состоявшее из опытных воинов рыцарей.

Джакармаш правитель Мосула мог защитить Харран это было известно крестоносцам, но город был также рядом с Сукманом сына Артука, правившего Кифой и Мардином. Как мы рассказывали в прошлой Главе он был праведным правителем, любящим религию, стремившийся к довольству Аллаха. Но между ним и Джакармашем была небольшая вражда по причине того, что первый поддерживал преемника Джакармаша во власти Мосула, но вся хвала Аллаху, в такой важный момент для всей Уммы мусульман случилось событие, которое не может не обрадовать мусульманина.

Оба правителя отправили друг другу письма в одно и то же время. Каждый из них говорил в своём письме, что он готов выступить против общего врага лишь ради довольства Всевышнего Аллаха. В одно и то же время оба правителя написали друг другу одно и то же. Это непременно был союз ради Всевышнего Аллаха, в котором присутствует настоящий ихлас (искренность), это непременно был союз, который не может остаться без благодати от Всевышнего Аллаха.

Сукманом собрал семитысячный отряд из туркменов, а Джакармаш три тысячи воинов из турков и арабов. Эта объединённая десятитысячная армия мусульман направилась в Харран куда также направлялось войско крестоносцев, которое насчитывало почти 20 тысяч воинов.

В 497 году по Хиджре (1104 г. по григорианскому календарю) оба войска встретились в великой битве сохранившийся в истории как «Битва при Харране».

Армию крестоносцев возглавляли Болдуин де Бург и Жеслен де Куртенэ. Боэмунд, который провёл сложные три года в плену мусульман, не решился встать в первых рядах. От страха снова попасть в плен, он решил встать в ту часть армии откуда ему будет легче сбежать в том случае, если удача отвернется от крестоносцев.

Мусульмане одержали сокрушительную победу враги были разгромлены, около 12 тысяч убитых и множество пленных. Среди пленных оказались Болдуин де Бург и Жеслен де Куртенэ. Пленение первых двух лиц государства Эдесса безусловно было катастрофой для крестоносцев. Что же касается Болдуина, то как и ожидалось он сбежал вместе со своим племянником Танкредом. Это была великая победа, которую мусульмане ждали долго, она вернула мусульманам часть величия и духа, которые были очень необходимы после всех тех бед, которые их постигли все эти годы.

В конце сражения случилась маленькая проблема — оба ценных пленника Болдуин де Бург и Жеслен, и большая часть трофеев отправились в войско Сукмана, чем конечно не были довольны Джакармаш и его армия. В отсутствии Сукмана Джакармаш вошёл в шатер «артукидов», в котором держали пленников и забрал Болдуин де Бург. Похищение правителя Эдессы и одного из самых влиятельных предводителей крестоносцев, который был самым ценным из всех трофеев этой битвы, разумеется, вызвал у «артукидов» ярость, но конфликт был разрешён благодаря прекрасным словам Сукмана, которые указывают на его праведность, искренность в сражениях и его полное стремление к довольству Аллаха.

«Радость этой победы не превратится в печаль из-за разногласий между нами».

Мусульмане были безумно рады этой великой победе, этим трофеям. Пусть эта радость не превратится в печаль из-за наших споров. Далее он добавил:

«Я никогда не предпочту утолить свою жажду дав врагам повод злорадствовать над мусульманами».

Это указывает на искренность в сражениях у этого великого предводителя мусульман. И так правитель Мосула Джакармаш забрал в оковах Болдуина де Бурга, к нему не может быть никаких претензий. Было бы несправедливым если бы все трофеи и пленники остались у артукидов вместе с тем, что обе армии сражались вместе, но вся хвала Аллаху, всё это завершилось без серьезного конфликта.

Итоги победы при Харране

Эта победа, братья и сестры, имела воистину великие последствия. Давайте посмотрим, что дал исход этой битвы мусульманам и неверным:

  • во-первых, очень поднялся дух мусульман и это не то же, что было ранее дорогие братья — эта победа была под знаменем ля иляха илляллах.

Это было ясно видно с самого начала как со стороны Сукмана, так и со стороны Джакармаша. Это мы увидели в письмах, которые отправили друг другу эти два праведных правителя. Вспомним что они оба написали, что отдадут самих себя на этой войне лишь ради довольства Всевышнего Аллаха. Также это мы увидели и после битвы — в том, как они решили свой конфликт. Всё это доказательства того, что их целью было довольство Всевышнего Аллаха.

Такими бывают настоящие победы братья, вот ключ от настоящей победы — полное обращение к Аллаху своим сердцем и мечом.

  • также мы очередной раз увидели прекрасные последствия единства.

Небольшие войска Сукмана и Джакармаша, которые в общем составили 10 тысяч воинов, не оставили никаких шансов опытной армии крестоносцев, которых было почти в два раза больше во главе с одними из самых ярких представителей крестоносцев. Аллах ниспослал благодать на это единство, которое принесло мусульманам эту великую победу.

  • для крестоносцев же это поражение стало большой бедой. Оно полностью закрыло для них дорогу в Ирак.

Мы ранее упомянули, что Харран был воротами в Ирак, Мосул и восточные земли мусульман. Его потеря означала потерю Востока. Крестоносцы лишились не только дальнейших попыток напасть на Ирак, но и всяких мыслей об этом. Мы говорили ранее, что крестоносцы, особенно графство Эдесса, испытывали острую нехватку армии. Потеря 12 тысяч воинов являлась сильным ударом по их военной мощи, также они потеряли множество крепостей и защищавших их государства от тюркских набегов.

  • разумеется, самой большой из бед — была потеря Болдуина де Бурга вместе с множеством знатных личностей.

Кто же будет править Эдессой в отсутствии Болдуина? Эдессцы обратились к Танкреду нормандском. Вспомним, что раннего он уже замещал своего дядю Боэмунда когда тот попал в плен. В Антакии он неплохо справился со своими обязанностями, поэтому он стал первым кандидатом на этот временный пост. Далее мы увидим, что он слишком войдет в роль правителя Эдессы что вызовет конфликт между ним и другими правителями.

  • также из последствий этой битвы стали риски и географические изменения в этой области.

Множество городов воспользовавшись ослаблением крестоносцев решили отдалиться от них. Это произошло не только в Эдессе, но и в Антакии. Пользуясь отсутствием Боэмунда, Ридван — правитель Алеппо — отбил у крестоносцев некоторые сёла и крепости. Так Боэмонд ещё не оправившийся от душевных ран, полученных в плену, начал терять земли, которые он незаконно забрал у мусульман.

  • очень важным последствием этой победы стало сохранение и безопасность пути из Ирака в Шам.

Этот путь был крайне необходим для того, чтобы армии из Ирака пришли на помощь Шаму. Если бы город город Харран захватили, то Шам мог остаться без военной и материальной помощи от мусульман Ирака.

  • итог этой битвы повлиял и на армян.

Они немного набрались смелости выйти против крестоносцев. Вы, наверное, подумали: как это? как они могли решиться выйти против крестоносцев, когда они сами предпочли их византийцам и мусульманам? — Получилось так, что крестоносцы, получив земли армян оставили их без ничего. На правительственных должностях они были заменены на представителей западной Европы, прибывших позже. Патриархи армян были унижены, их также заменили представители католичества. Всё это предательское отношение к ним, этот явный националистический религиозный фанатизм европейцев вызвал у армян на гнев и недовольство. Призывая крестоносцев на свои земли, они надеялись, что те в отличие от византийцев не будут обращать внимание на религиозные расхождения между ними. Из-за этого сильного гнева армяне начали отправлять письма мусульманам. Представьте себе, они поняли, что власть мусульман в тысячи раз превосходнее и милосерднее чем-то на которую они её променяли несмотря на то, что католическая и армянская церкви были очень близких друг другу.

Крах Боэмунда I Норманнского

Слабостью крестоносцев решила воспользоваться и Византийская Империя. Пока европейцы приходили в себя после недавнего кошмара возле Харрана, византийцы отправили войска в Киликию и захватили города Адна, Масис и Тарсус, которые были под властью государства Антакия.

Кошмар Боэмунда продолжался. Ранее часть его земель забрал Ридвана, а теперь византийцы захватили важные города Киликии, но это было не всё. Император Алексей отправил флот городу Латакия и изгнал из него всех норманнских крестоносцев. Латакия вернулась Византийской Империи.

Мусульмане вдохновлены победой, Эдесса и Антакия теряют земли, Ридван напал на земли Антакии, после него на города Киликии и Латакию напали византийцы. Крестоносцы обессилены, не хватает армии. Всё это вызвало у Боэмунда чувство, что он вскоре потеряет власть над Антакией и что ему необходима ещё одна хорошая, возможно, последняя попытка полностью укрепить себя в землях Шама. Он решил вернуться в Европу. Мы помним, что ему принадлежали большие владения в Сицилии на юге Италии, но это никак не могло умалить его любовь к Антакии и избавить его от мечты владеть ею.  Понимая, что сил в графстве недостаточно для оказания сопротивления Византии и мусульманам, он вернулся в Европу оставив трон Антакии Танкреду. В этот период с 497 года (1104 г.) Танкред начал править двумя государствами крестоносцев – Эдессой и Антакией.

Боэмунд, при поддержке Папы римского, начал собирать войска со всех европейских стран: Италии, Франции, Испании, Англии для того, чтобы сразиться в первую очередь с Алексеем Комниным, а затем с мусульманами. Ридван, правитель Алеппо, и другие правители Шама не обладали особой силой, поэтому главной целью Боэмунда было сразиться с Византийской империей.

Удачно собрав большое европейское войско Боэмунд пересёк Адриатическое море и осадил город Дурацо (ныне албанский город Дуррес). Император Алексей сам возглавил войско, собранное для отражения нападения Боэмунда. В этой битве византийцы не оставили своим соседями из Запада абсолютно никаких шансов. Боэмунд был вынужден согласиться на унизительный договор с империей, в соответствии с которым он должен был полностью отказаться от городов Киликии: Адна, Тарсус и Масис, и поставить во главе церкви православного патриарха. К тому же Боэмунд должен был обязан сражаться на стороне Византийской империи даже если на другой стороне будет его племянник Танкред. Одним словом, согласно договору Антакия становилась вассалом Византийской империи. Это соглашение сохранилось в истории как «Девольский договор» так как он был заключен в крепости Деволь[3]. Этот договор стал настоящим позором для Боэмунда, поэтому он не вернулся в Антакию, а отправился обратно в Сицилию, отказавшись от всех предложенных ему должностей. Так рухнула политическая карьера Боэмунда I Норманнского. Всё это после одного сражения — битвы при Харране, где Джакармаш и Сукман разгромили армию крестоносцев.

Пречист Аллах! Посмотрите братья и сестры на последствия этой победы. Вроде бы не такой колоссальной. Раньше крестоносцы теряли людей сотнями тысяч, вспомним битвы при Марсефане и Гераклии, согласно самым скромным подсчётам со стороны крестоносцев воевало две с половиной сотни тысяч человек, но они не имели тех последствий, которые имела эта одна небольшая битва, если смотреть на цифры. Всё это, братья и сестры, потому что это битва проходила под знаменем ля иляха илла лла «нет никого достойного поклонения кроме аллаха). Целью этих воинов было довольство Аллаха, а не что-то из этого бренного мира.

Всевышний Всемилостивый Аллах ниспослал благодать не только на саму битву, но и на её последствия. Мусульмане должны изучать это и брать урок.

Что же ждет нас дальше? Что будет происходить в Шаме? Двинуться ли войска Ирака в сторону Шама? И то, и другое мы узнаем в следующей Главе, если пожелает Аллах.

Я прошу Аллаха дать нам понимание Его путей, одарить нас полезными знаниями и помочь нам брать с них пользу. Поистине, это в Его руках, и только Он способен на это.

©Перевод
Ansar Media
Этот материал является описанием исторических событий произошедших в указанные периоды и не является призывом к каким-либо действиям, противоречащим канонам Ислама.
  • [1]

    Аль-Бухари, См. "Фатхуль-Бари" (13/205).

  • [2]

    Аль-Бухари 4/187.

  • [3]

    Wiki: Девол (др.-греч. Δεάβολις, ή Διάβολις, ή Σελάσφορος, ст.‑слав. Дѣволъ) — средневековый город-крепость в юго-восточной Албании. Расположен был на Эгнатиевой дороге в верховьях реки Деволи около селения Звезда[болг.] в общине Малики[алб.] в округе Корча.

Новое на сайте